Провинции перестал нравиться свинский запах — вместе со свинофермами

Все больше местечек в латвийской провинции говорят "нет" созданию новых свиноводческих комплексов. Летом против них протестовали в Талсинском, Бауском, Лиепайском, Огрском районах

Сейчас к ним присоединились жители Малпилса, что в 60 километрах от Риги. Жители маленького городка собрали более 400 подписей против строительства в окрестностях норвежского свиноводческого комплекса Rieme?i 1.

А ведь в довоенной Латвии свиноводство было “нашим всем”. Бекон являлся главным экспортным товаром страны, о чем до сих пор с ностальгией — как о “золотых улманисовских временах” — вспоминают жители старшего поколения, политики и историки. Почему же сегодня наследники “улманисовских латышей” рубят сук, на котором сидели их деды?

— Пожили бы сами среди тех ароматов, которые источают новые свинофермы, — объясняет газете “Вести Сегодня” председатель Малпилсской думы Александр Лиелмежс. — В девяти километрах от нас, в Аллажи, уже несколько лет работает свиноферма этих же владельцев. Наши люди мимо едут в Ригу и не по рассказам знают о тамошних запахах.

Поэтому, когда норвежская компания Baltic Pork задумала расширяться и построить под Малпилсом еще один комплекс на 1950 голов, жители города сказали: “Дудки!” В городке начался сбор подписей — и в считанные дни собрали более 400.

Интересно, что, по латвийским законам (а они отвечают нормам ЕС), при строительстве комплекса до 2 тысяч поросят весом каждого до 30 кг не требуется оценка влияния новостройки на окружающую среду. Однако общественное обсуждение должно проходить. Состоялось оно и в Малпилсе. Представители норвежской компании уверяли, что опасения жителей напрасны. Во–первых, комплекс будет не в самом городе, а в двух–трех километрах от него. Во–вторых, будут установлены современные фильтры воздухоочистки. В–третьих, из навоза будет впоследствии вырабатываться биогаз, поэтому отходы уже не будут источать прежний запах. Впрочем, представители компании признали, что для складирования навоза потребуется 150 гектаров земли, а у них на треть меньше. Часть навоза могут купить местные фермеры — удобрения в два раза дешевле минеральных, а урожайность после них в разы выше. На какие поля затем попадет часть удобрений — вопрос.

— Зачем нам эта головная боль и в прямом, и в переносном смысле? — говорит житель Малпилса Гинтс Апситис. — Тем более недалеко от запланированной свинофермы школа, детские дошкольные учреждения. Стоит измениться направлению ветра — и запахи пойдут в ту сторону.

Несколько лет назад в Малпилсе реконструировали роскошное старинное поместье, возведенное когда–то Вильгельмом Бокслафом — автором Академии художеств. Сегодня в поместье — парк, гостиница. Часто бывают иностранцы, устраивают свадьбы, вечера. О вечерах, свадьбах, иностранных туристах можно будет забыть, если по соседству появится свинокомплекс, уверены в поместье.

По словам г–на Лиелмежса, на 22 сентября назначено заседанине профильного комитета Малпилсской думы по вопросу свинокомплекса. На нем и будет принято окончательное решение.

— Пока же итоги общественного мнения таковы, — рассказывает он газете “Вести Сегодня”. — 99 процентов жителей против строительства, один процент — за. Главную роль сыграло то, что у жителей перед глазами пример работы этой компании в Аллажи.

…В июне я сам был в Малпилсе. Главный работодатель поселка — молокозаводик, на котором заняты 50 человек. Год назад закрылось деревообрабатывающее предприятие, на котором трудились 600 жителей. Сегодня большинство малпилцев работают в столице. Так может принять во внимание, что норвежский свинокомплекс обеспечит жителей рабочими местами? Увы, и этот аргумент не работает. Новые места — одно название, уверены в Малпилсе. Их будет только… три.

Впрочем, глава Латвийской ассоциации свиноводов Варис Симанис считает, что латвийцы, протестующие против строительства свиноферм, не всегда правы.

— Сами они после распада Союза ни одного нового свиноводческого комплекса не построили, вот и завидуют, — объясняет он нам. — Большинство новых комплексов возвели датчане, что–то — норвежцы.

Хотя г–н Симанис признает, что дыма без огня не бывает. Нужно не экономить, а возводить комплексы с современными агрегатами воздухоочистки. Такой, как, например, возле Улброки.

Нам удалось услышать мнение и директора SIA Ulbroka Айвара Коктса: “Свиноводство без навоза и запаха не существует, однако уровень загрязнения воздуха зависит от предпрнимателей — захотят ли они тратиться на вентиляторы для очистки воздуха, строить закрытые хранилища для навоза”. По его словам, создание системы сбора воздуха — вещь затратная, но эффект ощутимый. В Улброке, например, удалось уменьшить загрязнение воздуха на 90 процентов. Когда во время профилактики фильтры не работают, в офисах и конторах поселка невозможно работать — вонь до небес! Свиноферму в Улброке на 16 тысяч голов возвели еще в 1972 году, а впоследствии реконструировали. Коктс признает, что если бы в Улброке сегодня нужно было строить новую ферму, то жители сказали бы то же, что в Малпилсе. Слишком много примеров перед глазами.

Вот так и получается у нас с развитием экономики: до высотехнологичных сфер мы пока не доросли, а из “ароматных” отраслей уже выросли. Так что сколько бы ни ставили Латвии в пример Китай и прочие развивающиеся страны, от этого во рту слаще не станет, а ВВП не вырастет. Слишком разные подходы.

…И напоследок одна грамматическая “шутка”. Через Малпилс протекает речушка с необычным названием — Суда. Кто–то из шалопаев надписал над буквой “у” гарумзиме. И слово изменило значение. Suda — название реки, а sUda по–русски “дерьмо”. Жители города намерены сделать все, чтобы река и сам город не превратились в это самое… Их тоже можно понять.


Написать комментарий