Объединение «Единства»: так кто же всё-таки в доме хозяин?

Ни у кого уже нет сомнений относительно слияния Единства из трех партий в одну — объединение ожидается уже в середине лета. Также внутри Единства существует глубокое убеждение, что лидером объединенной партии будет «Домбровскис или никто». В чем еще нет определенности, принимая во внимание личностные качества и политические интересы, где работа в правительстве доминирует над партийными делами, — так это в том, кто же будет фактическим или неформальным лидером Единства.

Заявку на этот статус подала лидер «Jainais Laiks» (НВ) Солвита Аболтиня, которая в марте в порядке ротации переймет от Гирта Валдиса Кристовскиса (Гражданский союз) пост председателя правления Единства.

Недавнее заявление Аболтини, что она возьмет на себя формирование объединенной партии, вызвало тихое разочарование в Гражданском Союзе (ГС). Отдельные его члены неофициально признали, что лидером Единства не должен быть «спорный» политик, а у Аболтини и у Кристовскиса именно такая репутация. В связи с этим на пост лидера объединенной партии подходит только Домбровскис.

Внутри Единства ходят слухи, что цель Аболтини — стать не только фактическим, но и формальным лидером партии. Недавнее формирование правительства показало, что ее мнением и предложениями Домбровскис может пренебречь, так как после поддержки большинства на выборах он чувствует себя достаточно сильным.

В связи с этим у некоторых есть опасения, не попытается ли кто-то из НВ втихаря отговорить Домбровскиса от поста лидера Единства, аргументируя это его занятостью в правительстве и тем, что партийные дела и политика как процесс — не его конек. В этом случае не обойдется без разногласий, так как члены ГС скорее всего будут стараться, по возможности публично, убедить Домбровскиса занять пост, что не будет способствовать сплоченности Единства.

В свою очередь, один из лидеров НВ, министр экономики Артис Кампарс, выразил мнение, что нет никакого противоречия между заявкой Аболтини на роль объединителя Единства, и всеобщей убежденностью, что лидером объединенной партии должен быть Домбровскис. «Кто-то должен проделать эту работу», – указывая на занятость Домбровскиса, сказал Кампарс.

Jaunais Laiks прошел через различные проверки, связанные с проблемами лидерства. В связи с этим прозвучало мнение, что то, что можно было бы назвать «политическим одиночеством» Домбровскиса, является его слабостью и плюсом одновременно. «Домбровскис неуправляем, у него нет тех, кто потихоньку нашептывает, как Эйнару [Репше],» – сказал один из политиков НВ.

В отличие от Аболтини, нынешний председатель Единства и лидер Гражданского Союза Кристовскис с тех пор, как стал министром иностранных дел, больше времени проводит в полетах, министерстве или на заседаниях правительства, меньше внимания уделяя партии и внутренним вопросам политики. Его единомышленники в ГС, которые приложили много усилий, чтобы Кристовскис получил этот престижный портфель, этот побочный эффект, похоже, начинают подмечать только сейчас. От видных в НВ людей сразу после выборов можно было услышать фразу «отправить Кристовскиса как можно дальше, пусть летает». По большему счету это было связано со стремлением ослабить внутреннюю конкуренцию лидеров в Единстве, что частично удалось.

Допускается, что опасной для слияния Единства может быть не только конкуренция лидеров, но и кризис в коалиции. В случае падения правительства может стать непредсказуемой третья партия Единства — Sabiedrība citai politikai под управлением Айгара Штокенбергса, которая уже в процессе формирования правительства показала, что предпочла бы видеть в коалиции Центр согласия. Некоторые бывшие политики Народной партии предположили, что партия Штокенбергса могла бы поддержать альтернативное правительство с ЦС и СЗК Лембергса.

При падении правительства встал бы и вопрос о месте и роли Домбровскиса в Единстве. Его сотоварищи признают, что Домбровскиса никогда не интересовали партийные дела и политика, как таковая — зоной его комфорта является работа в правительстве, а Аболтиня и политехнолог Эдгар Яунупис занимались обеспечением прикрытия, договариваясь с партнерами и конкурентами.

Если правительство падет, то более явственной станет роль Домбровскиса только как формального лидера партии, что может вызвать определенный дискомфорт. Этим летом у некоторых лидеров НВ появилась идея продвигать Домбровскиса в президенты, но потом обнаружилось, что он переступит установленный Конституцией 40-летний порог только в августе, а президентские выборы назначены на начало лета.

Чтобы заключить процесс слияния, людям Единства нужно проглотить всю прежнюю горечь внутренних интриг и обид, к которым недавно добавилась война компроматов «Бендрате, Чигане и Друвиете». Для СМИ не секрет, что информация о «деле о платочках» депутата Гражданского Союза или о старом административном наказании за контрабанду товаров из Турции была прислана с электронной почты одного политика НВ.

Представители Гражданского Союза высказали неофициальное мнение, что о давнишней связи депутата ГС Ины Друвиете с Лембергсом напомнили представители так называемой Группы Зонтов, которая перед выборами формально присоединилась к ГС. Подозрения относительно Друвиете возникли в связи с ее свидетельскими показаниями, данными много лет назад в суде в пользу Лаймониса Струевича, связанного с мэром Вентспилса. Он судился с комментатором газеты Diena Айваром Озолиньшем по делу о защите чести и достоинства. Тогдашние руководители газеты Diena – главред Сармите Элерте и издатель Арвил Ашераденс – ныне являются членами ГС.

В то же время политики Единства смогли переступить и не через такие взаимные обиды. Например, однажды Илма Чепане публично заявила: «Извини, Солвита, я тебе действительно не доверяю!», а сейчас она успешно сотрудничает с Аболтиней во фракции Сейма.


Написать комментарий