Секретарь минэкономики: в целом мы весьма успешно выходим из кризиса 5

Клавс Олштейнс считается одним из самых перспективных "экономических" политиков новой волны — он был советником министра экономики Кампарса, а после избрания в сейм стал парламентским секретарем минэкономики. В парламенте Олштейнс работает в комиссии по народному хозяйству, входит в рабочую группу по так называемой "зеленой" энергии. С г–ном Олштейнсом ("Единство") мы беседуем о ситуации в экономике, приоритетах и… о грядущих выборах президента.

— Теперь, когда ваша фракция "Единство" решила поддержать Затлерса, уже можно считать, что действующий президент имеет прекрасные шансы быть избранным на второй срок.

— Вы знаете, у меня сегодня такой уверенности нет! Основные опасения связаны с позицией наших партнеров по коалиции — Союза зеленых и крестьян. Посмотрите, что сегодня заявил на страницах "Неаткарига рита авизе" Айвар Лемберг! Он фактически обрисовал, кто, по его мнению, может претендовать на должность президента. Это, во–первых, человек, который прошел через сито выборов — или парламентских, или муниципальных. Во–вторых, это политик, который, кроме депутатского опыта, еще и успел порулить самоуправлением, поработать в госуправлении, в том числе на посту премьера или министра. И, наконец, третий критерий: он должен иметь два высших образования — гуманитарное и инженерное. Как видите, отсюда вытекает, что г–н Затлерс никак не может "квалифицироваться" в президенты. Я тут на досуге проанализировал и пришел к выводу, что вентспилсский мэр, озвучивая свои критерии для президента, возможно, имел в виду… Андриса Берзиньша — бывшего депутата сейма от ЛПП/"ЛЦ", который, кстати, почему–то не спешит брать депутатский мандат уже нынешнего парламента вместо уходящей в декретный отпуск Инессе Шлесере. Чего он ждет?

Берзиньш, напомню, был и депутатом сейма, и премьером, и министром, и мэром Риги…

— Но чем г–н Затлерс может не устраивать "зеленых крестьян"? Он до сих пор весьма лояльно относился к "зеленым крестьянам", никакой критики в адрес Лемберга тоже не высказывал.

— Я выскажу лишь свою версию. Как известно, г–н Затлерс не особо жаловал тех, кто его четыре года назад выдвинул и избрал на пост президента, — "народников". И, возможно, у "зеленых крестьян" возникли опасения: а вдруг г–н Затлерс, получив мандат на второй срок, также забудет о тех, кто за него сейчас голосовал?

— Перейдем к экономике. Вы считаете, что в стране действительно происходит экономический рост? Если да, то почему население не чувствует никаких улучшений?

— Экономический рост идет где–то в пределах 4 процентов, то есть это где–то на уровне средних показателей по Евросоюзу. В целом мы весьма успешно выходим из кризиса, мы видим, что растут экспорт и объемы промышленного производства, но нас, разумеется, волнуют больше всего инфляция и безработица. Я бы сказал, что безработица — это проблема номер один. Единственный способ удержать людей здесь — это создать новые рабочие места. Не забудем, что уже с 1 мая открывается рынок труда в Германии и можно ожидать очередной волны эмиграции. Что же касается инфляции, то она просто может съесть плоды от экономического роста. Совершенно очевидно, что в этих условиях нельзя увеличивать бюджетный дефицит и продолжать жить в долг. Но объем консолидации бюджета будет зависеть от того, сможет ли страна больше заработать.

— Какие есть предложения у минэкономики по созданию новых рабочих мест?

— Мы знаем, что большой популярностью пользуются микропредприятия — создание таких семейных, по существу, компаний позволяет латвийцам самим начать свой бизнес и тем самым решить проблему собственного трудоустройства. Второе направление — это поддержка экспортных предприятий и через фонд гарантий, и через структурные фонды ЕС. Следующий наш приоритет — привлечение инвестиций…

— Г–н Кампарс на днях заявил, что в Латвии инвесторы уже стоят в очереди, чтобы вложить средства в животноводство и в производство "зеленой" энергии.

— Интерес действительно очень большой, но для инвесторов важны стабильность и предсказуемость. Сегодня вопросы производства "зеленой" энергии (биотоплива и биомассы) регулируются правилами Кабинета министров. Разумеется, это инвесторов не устраивает, поскольку правительственные правила можно поменять буквально на следующем заседании кабмина. Инвесторы хотят, чтобы был закон, принятый парламентом. Если такие ясные правила игры будут созданы, то тогда мы без проблем получим инвестиции в это производство "зеленой" энергии.

— А не слишком ли мы зацикливаемся на этой "зеленой" энергии, ведь очевидно, что ее объемов все равно будет недостаточно, чтобы покрыть все растущую потребность в энергоресурсах?

— Конечно, мы реалисты и отдаем себе отчет в том, что в ближайшее время "зеленая" энергия не станет преобладать в общей доле энергоресурсов. Однако наша стратегическая цель в другом — создать альтернативные ресурсы для отопления и для электричества. Опыт других европейских стран, которые не столь зависят от одного источника энергии — газа, показывает: если есть альтернативные варианты, то тогда и торговаться с "Газпромом" по закупочной цене куда удобнее. Сейчас мы ведем работу по проекту строительства в Латвии терминала по сжиженному газу. ЕС нас в этом поддерживает, но логично указывает, что нет смысла строить такие терминалы в каждой из стран Балтии. Достаточно построить только в одной, и мы надеемся, что это будет Латвия.

Что же касается биоресурсной энергии, то наша задача — увеличить ее долю в общем энергетическом пакете.

— А какова судьба проекта Висагинской АЭС?

— Латвия подписала в свое время протокол о партнерском участии в этом проекте. Но главная проблема сейчас в привлечении инвесторов. Как известно, планируемые крупные инвесторы переметнулись на другой проект АЭС — в Калининграде. Литовские коллеги говорят, что могут найтись другие инвесторы. Нам остается только ждать. Но, как вы понимаете, в свете событий в Японии популярность АЭС резко снизилась…

— Вернемся к наиболее важной теме — безработице. В какие сроки реально уменьшить уровень безработицы — причем не за счет отъезда безработных, а за счет создания новых рабочих мест?

— Сложно делать какие–то прогнозы, ведь зачастую предприниматели жалуются, что они не могут найти подходящих специалистов, хотя у нас целая армия безработных! Беда в том, что последние 10 и более лет мы не поддерживали престиж так называемых технических специальностей. Систему ПТУ запустили, техникумы перестали быть популярными. Почему–то любых школьников мы нацеливали исключительно на получение вузовского диплома. В итоге получается парадоксальная ситуация: у нас большой процент людей с высшим образованием, а работать этим зачастую гуманитариям просто негде. Когда я в 2001 году заканчивал школу, у нас тоже чуть ли не весь класс стремился поступить в вуз.

Перед Латвией в системе образования стоят две глобальные задачи: во–первых, переквалифицировать тех безработных, которые со своей нынешней квалификацией не смогут трудоустроиться, а во–вторых — популяризировать еще в школе технические специальности. Молодые люди должны понять, что просто вузовский диплом не гарантирует работу, тогда как, например, автослесари, механики, столяры, строители высокой квалификации никогда без работы не останутся.


Написать комментарий

Выходим из кризиса путем щтопорения...проходили знаем !побольше налоги господа посильнеея зыковое давление и скоро сартиры сами чистить будете сбегут от вас все и латыши тоже.

ура!!!вот скоро заживём,если раньше не подохнем конечно.

это он лично про себя говорит

Биоресурсная энергия -естъ?Таки мозги-не надо!


Одним словом - "СПЕЦЫ"

Написать комментарий