Портал: Андрис Берзиньш — скорее человек Шкеле, чем Айвара Лембергса

фото delfi
фото delfi

Есть мнение, что избранный вчера президентом экс-банкир Андрис Берзиньш — скорее человек Андриса Шкеле, а не Айвара Лембергса, пишет портал рietiek.com.

Когда Берзиньш накануне голосования, 1 июня, встретился с депутатами фракции «Единство», ему был задан традиционный вопрос — может ли Берзиньш на посту президента назначить на пост премьер-министра Лембергса. Ответ Берзиньша был «нет» — Лембергс не может руководить правительством, потому что у него, как у мэра одного города, нет такого опыта.

У многих депутатов «Единства», в том числе у Алексея Лоскутова, сложилось впечатление, что Берзиньш ясно сказал: Лембергс не достаточно компетентен, чтобы поручить ему возглавить правительство.

У Лоскутова из доступной информации сложилось впечатление, что Берзиньша скорее следует считать человеком, стоящим рядом со Шкеле, а не с Лембергсом. В четверг на пресс-конференции после выборов Берзиньш уклонился от ответа на вопрос, какими критериями он будет руководствоваться, назначая премьер-министра, когда придет время. Правда, эти вопросы в большей степени касались возможности доверить формирование правительства представителю «Центра согласия», учитывая, что Берзиньш, скорее всего, был избран на пост президента именно голосами этой фракции.

В первой половине 90-х Берзиньш считался членом так называемой «Вадмиерской группировки», которая была представлена людьми, которые позже превратились в круг влияния Шкеле — среди них адвокат Андрис Грутупс и министр финансов правительства Шкеле Эдмунд Крастиньш.

В конце 2007 года в интервью журналу Nedēļa бывший министр и основатель «Клуба 21», на основе которого позднее была составлена партия Latvijas Ceļš, Янис Круминьш сказал, что в 1993 году встречался с представителями этой группировки: «Мы говорили об идее, о государстве, а они — о том, кого на какое место назначить».

Считается, что именно при поддержке членов группировки Берзиньшу удалось стать президентом объединенного из 21 отделов Банка Латвии Unibanka (Латвийский универсальный банк) и активно подключиться к его приватизации. Банк был особо лакомым кусочком хотя бы потому, что правительство позаботилось о его стабильности, заменив «плохие» (практически не возвращаемые) кредиты Unibankа в размере 25 млн латов долгосрочными государственными облигациями.

В четверг, сразу после выборов, на пресс-конференции Берзиньш отметил, что с Андрисом Шкеле (ЗЛЛ) у него профессионально-коллегиальные отношения, никаких деловых отношений с ним нет. Но известно, что в 2007 году Берзиньш вместе с Юрисом Айзезерсом, Иевой Крастиней и бывшей супругой Шкеле Дзинтрой Шкеле выкупили за 9,8 млн латов у ранее руководимого Берзиньшем банка около ¾ участка земли в 1019 квадратных метра с пятиэтажным зданием на Вальню 11, а в 2008 году часть своих долей собственности продали уже за 9,93 млн латов принадлежащей им же SIA Vaļņu nams 11. Сам Берзиньш называет эти действия сделкой, которую нужно было провести, поскольку «не было другого выбора».


Написать комментарий