Swedbank: Латвию могут ожидать неприятные сюрпризы

Publicitātes foto
Publicitātes foto

Последние события в Греции и еврозоне в очередной раз показали, что решения политиков даже в такой небольшой стране как Греция могут существенно повлиять на экономическое развитие всего Европейского союза. На этот раз, к сожалению, отрицательно, отмечает старший экономист Swedbank Лия Страшун.

Недолгий подъем европейских финансовых рынков в связи с достижением очередного соглашения о спасении еврозоны (включая списание половины долга Греции частными инвесторами) сменился новой волной паники. Ставшее неприятным сюрпризом решение премьер-министра Греции провести референдум о получении еще одного пакета иностранной финансовой помощи вызвало падение цен на акции, снижение курса евро к доллару и заметный рост процентных ставок, например, по государственным ценным бумагам Италии.

Референдум в Греции по существу означает голосование за очередные меры экономии, чему греческое общество уже сегодня очень активно сопротивляется, проводя акции протеста и забастовки. Если жители Греции проголосуют на референдуме "против" (что весьма вероятно), правительству не останется ничего другого как объявить страну неплатежеспособной из-за элементарного отсутствия денег на выплату зарплат в общественном секторе, пенсий, пособий и т.д. Неопределенность будущего Греции и еврозоны усилилась из-за возросшего риска неорганизованного, хаотичного дефолта Греции. Реализация этого негативного сценария может усугубить смятение на финансовых рынках и поставить под угрозу стабильность европейского банковского сектора.

И все же главным вызовом является не неплатежеспособность Греции (уже ни у кого не вызывающая сомнения, вопрос лишь в том, как именно будет происходить сокращение долга), а ее влияние на Италию и Испанию. К сожалению, греческие проблемы финансовые рынки сразу же проецируют на другие страны Южной Европы, и им становится дороже обслуживать свои долги. Смогут ли эти страны доказать, что их проблемы связаны лишь с ликвидностью, но не с платежеспособностью? Судьбу остальных южно-европейских стран будет определять то, что они предпримут со своим бюджетом, расходами и насколько агрессивно будут действовать.

Было бы наивно надеяться, что последние события никак не повлияют на Латвию. Разумеется, эффект будет не прямым – через потоки товарообмена со странами еврозоны, через финансовые рынки, через колебания предпринимательских и потребительских настроений. Неопределенность стоит денег – повышение процентных ставок, снижение оптимизма и спроса в странах, являющихся нашими торговыми партнерами – все это затормозит рост экономики Латвии и создание новых рабочих мест. Но сегодня еще рано судить о масштабах этих негативных эффектов и хотя риск рецессии в еврозоне, к сожалению, растет, пока мы прогнозируем лишь замедление темпов развития в еврозоне и Латвии. Однако, если крупнейшие государства ЕС сползут в рецессию, это остановит и экономический рост Латвии. Следует, правда, отметить, что на этот раз Латвия подготовлена к негативным поворотам лучше чем в 2008 – 2009 годах, так как экономика стала более сбалансированной и эластичной, а в государственном и финансовом секторах накоплены резервы, способные помочь пережить рецессию.


Написать комментарий