Латвийский след советской разведки

Отцом английской супершпионки Мелиты Норвуд был выходец из нашей страны

Скончавшаяся 28 июня английская подданная Мелита Норвуд, которая в течение 40 лет работала на КГБ, исповедовала коммунистические взгляды и тепло отзывалась о Сталине, имела латвийские корни. Ее отцом был эмигрант из нашей страны по фамилии Сирнис.



Тайный агент Хола
О том, что секретарь Британской ассоциации исследований в области цветных металлов Мелита Норвуд с конца 30-х годов прошлого века по идеологическим соображениям сотрудничала с НКВД, никто не знал вплоть до 1999-го. Точнее, так: сотрудники английской контрразведки МИ-5 подозревали неладное, но доказательств у них не было. О существовании агента Холы (таков был “творческий псевдоним” Мелиты Норвуд) мир узнал благодаря архивариусу КГБ Василию Митрохину. В 1992 году он бежал в Великобританию, прихватив секретные материалы из архивов Комитета госбезопасности. Эти документы легли в основу книги “Архивы Митрохина”, одним из сенсационных разоблачений которой стала история Мелиты Норвуд — дочери англичанки и эмигранта из Латвии по фамилии Сирнис.


Норвуд и Сталин
Мисс Мелита поступила на службу в ассоциацию по исследованиям цветных металлов, вовлеченную в программу разработки ядерного оружия, в 1937 году. На этой должности ее и завербовали агенты тогда еще НКВД. Хотя “завербовали” не совсем корректное слово применительно к Мелите Норвуд. Она, как и ее отец, придерживалась левых взглядов, в 24 года вступила в компартию Англии, сочувствовала советскому правительству и искренне считала, что дело Сталина — правое. Поэтому на советскую разведку Мелита Норвуд работала бескорыстно. От денежного вознаграждения отказывалась, мотивируя тем, что помогает молодой Стране Советов. Не отказалась она только от ордена Красного знамени и пожизненной пенсии в размере 20 фунтов в месяц, которую ей платил КГБ.
“Помогала” же она тем, что фотографировала, а потом передавала советским агентам секретные документы, связанные с разработкой ядерного оружия. Знающие люди говорили, что информация, поставляемая Норвуд, ускорила создание СССР ядерной бомбы как минимум на два года.


Ирония судьбы
С советскими спецслужбами Мелита Норвуд сотрудничала в течение 40 лет и считалась весьма успешным агентом. В КГБ ее ценили даже больше, чем легендарного “суперкрота” Кима Филби. Поговаривали даже, что именно благодаря агенту Холе у Сталина было больше информации об английских ядерных разработках, чем у самого главы британской разведки.
Когда факты из жизни Норвуд были преданы огласке, разразился скандал. Общественность требовала наказать ее за предательство. Однако министр внутренних дел Великобритании Джек Строу заявил, что обвинение шпионке выдвинуто не будет “из-за уважения к ее возрасту”.
Кстати, еще один занятный факт. Василий Митрохин, который, фактически, сдал “бабушку-шпионку” (так прозвали Норвуд за ее почтенный возраст), в Великобританию бежал через британское посольство в Латвии. Подробности этого путешествия из России в Англию до сих пор остаются засекреченными.
Митрохин умер в начале 2004-го в возрасте 81 года. Жертва его откровений Мелита Норвуд скончалась 28 июня в возрасте 93 лет. Оба покинули этот мир в Англии, хотя своему появлению в этой стране обязаны и Латвии.


Мария ЭРЦАН

30.06.2005 , 11:17

Телеграф


Написать комментарий