С баррикад – на праздники!

Ситуация, в которой оказалось освободительное движение русскоязычных латвийцев, настоятельно требует осмысления. Ничто не может принести большего вреда, чем движение по инерции. Чтобы сориентироваться, следует вернуться в исходную точку и свериться с теми целями, которые стояли и продолжают стоять перед русскими Латвии.


Пришло время менять тактику русского движения


Цель движения


На вопрос: «Какова цель освободительного движения?» чаще всего отвечают в том смысле, что целью движения является отмена реформы (в кавычках) русской школы.

Правомерно поставить следующий вопрос: «Почему именно реформа русской школы вызывает такое неприятие у русскоязычного населения Латвии?» Если отбросить политическую конъюнктуру, то останется нежелание русских утратить свою национальную идентичность, а точнее – страх потерять ее.

Еще точнее – страх перед тем, что наши дети перестанут быть русскими и не смогут говорить с нами на нашем языке. Мы боимся того, что разрушится связь между поколениями русских людей, живущих в Латвии.

Национальной идентичности взрослых людей ничто серьезно не угрожает, но над подрастающим поколением пока еще русскоговорящих детей и над еще не рожденными детьми наших детей нависла реальная угроза ассимиляции. Именно потому, что реформа школы затачивалась для удара в это слабозащищенное место, она вызывает такую болезненную реакцию и такое возмущение в русской среде.

Отсюда вытекает ответ на вопрос о цели освободительного движения: если истинной целью реформы русской школы является подрыв и в перспективе ликвидация русскости в Латвии, то цель движения в том, чтобы сохранить русскость в Латвии в том смысле, чтобы сохранить национальную идентичность наших детей и внуков.

Наши достижения


Какой путь мы успели пройти за полтора года? Чего сумело достигнуть движение сопротивления?

Благодаря активности масс реформа была смягчена и осуществляется в урезанном виде. В силу недостаточной активности масс реформа не была отменена и с большим или меньшим «успехом» проводится в жизнь. Это подрывает веру людей в возможность дальнейшей успешной борьбы. Постепенно учителя, учащиеся и родители втягиваются в процесс ее реализации.

Одним из результатов протестного движения явилось то, что идея реформы была скомпрометирована в глазах большинства учащихся и родителей. Покров с ее истинных целей и практики был сорван. Прозрели даже те, кто питал иллюзии относительно доброй воли и намерений властей предержащих.

Очень важно и то, что в фокусе общественного внимания оказались вопросы политического и лингвистического неполноправия. Более того, перед русской частью нашего общества была впервые со времени выхода Латвии из состава СССР поставлена проблема сохранения национальной идентичности.

Протестное движение не только ослабило гнет латышизации, но и дало возможность поставить диагноз состоянию русской общины Латвии, выдвинув на первый план национальную проблематику. Реакция на протестное движение со стороны латвийских властей и, что еще более важно, подавляющего большинства латышей четко обозначила тот вызов, который брошен русским, проживающим в Латвии, вызов, на который нам предстоит дать адекватный ответ – или… ассимилироваться.

Наконец протестное движение с необыкновенной рельефностью показало, кто есть кто в Латвии и Европе, на кого и в какой степени могут рассчитывать русскоязычные латвийцы у себя в стране и за ее пределами.

Чего не делать?


Прежде чем отвечать на вопрос «Что делать?», уместно понять, чего не следует делать. Не следует делать основную ставку на протестные акции. После прошлогодней неудачи вряд ли удастся вывести на улицы достаточное число людей. На мой взгляд, в настоящее время Штаб защиты русских школ не пользуется в массах необходимым для этого авторитетом и влиянием.

Несмотря на негативное в целом отношение к реформе, люди не готовы на решительные действия. Кроме того, власти наглядно продемонстрировали устойчивость к акциям протеста, даже очень массового характера.

Мирное движение не заставит их пойти на уступки, а немирное движение не нужно ни самим участникам освободительного движения, ни тем, чьи интересы они отстаивают. Борцы за свободу и демократию не имеют права скатываться к бланкизму и уподобляться нечаевцам.

Помимо опасности, которую этот путь представляет для общества, он еще и абсолютно бесперспективен. Полагаю, что власти только и ждут, чтобы мы встали на эти рельсы. Дальше они позаботятся о том, чтобы эти рельсы привели прямиком в каталажку.

Наконец (и это, пожалуй, главное), людям попросту надоели бесконечные протесты. Люди хотят праздника. Желательно каждый день. Желательно с музыкой и бесплатным угощением. Акции протеста должны занимать в «меню» освободительного движения определенное, но не главное место.

Хватит тащить людей на баррикады. Давно пора отправиться вслед за ними на танцплощадку!

Асимметричный ответ


Позитивная программа естественно вытекает из всего выше- сказанного. Помня золотое правило «нормальные герои всегда идут в обход», следует взять на вооружение тактику Александра Македонского.

Нужно зайти с фланга – там, где условный противник этого меньше всего ожидает. Пусть акции протеста идут своим чередом, отвлекая и сдерживая основные силы противника (слоны и колесницы).

Тем временем мы должны максимально использовать возможности, которые предоставляет нам наше, условно говоря, демократическое государство, наше формирующееся гражданское общество, наша несравненная программа интеграции, деятельное финансовое участие в которой, помимо государства, принимает заграница. Посильную помощь со стороны России скидывать со счетов тоже не стоит.

Нам следует превратиться в экономистов (или нанять таковых) и заняться осуществлением проектов, которые могли бы помочь нашим детям сохранить национальную идентичность. Продолжая борьбу за финансируемые государством русские школы, нужно уделить внимание созданию воскресных (домашних) школ. Для этого можно задействовать учителей, по разным причинам ушедших из государственных школ, но готовых вернуться к педагогической работе.

Помимо пользы, которую такие школы могут принести нашей молодежи, это еще и решение проблемы занятости, которая в русской среде стоит более остро, чем в латышской.

К сожалению, перенасыщенная школьная программа крайне сужает возможности для деятельности подобных школ, поскольку увеличивает и без того чрезмерную нагрузку на детей. Поэтому основное внимание нам следует уделять развитию сети внешкольных клубов самого разного профиля.

Было бы правильно взять под контроль (и крышу, в том числе финансовую) различные кружки и спортивные секции, которые уже существуют, и приложить усилия к созданию новых. Помимо всего прочего, это поможет решить проблему досуга молодежи и усилит наше влияние на нее. Такие кружки могли бы заменить школьные комитеты. Особое внимание следует уделить программе патриотического воспитания.

Все это стихийно уже осуществляется. Нужно только придать этому более целенаправленный и организованный характер.

Заниматься этим могли бы и штаб, и ЗаПЧЕЛ (опыт в организации массовых гуляний и праздников имеется), и ОКРОЛ, который почему-то не делает того, ради чего создавался.

Центральным звеном этого движения могли бы стать уже существующие и создающиеся творческие коллективы, специализирующиеся на русской песне и танцах (от народных до супер-пупер-новомодных), а центральным мероприятием – с максимально возможным размахом организованный праздник русской песни и танца – наподобие праздника латышской песни.

Напомню, что латышская Атмода дважды начиналась именно с песенных праздников, а однажды даже вылилась в песенную революцию.

Праздник запретить нельзя – и наказать за него тоже нельзя. А вот сплотить людей праздник может. Все помнят 1 и 9 Мая.

Мы должны играть на возвышенно-восторженных струнах души человеческой. Когда в русских сердцах звучит эта струна, на том берегу наступает осень.

У предлагаемой тактики очень много плюсов. Воплощенная в жизнь, она сделает русских Латвии сильнее и независимее. Мы в состоянии дать достойный и вполне асимметричный ответ на тот вызов, который бросила нам эпоха.

26.07.2005 , 11:55

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий