Оказывается, на своём банкротстве можно и хорошо заработать. Закон позволяет

фото majorua.com
фото majorua.com

В Латвии каждый знает магазины, где любой товар можно приобрести за одинаковую, очень низкую цену. С одной такой латвийской компанией, назовем ее "Суперлот", которая развернула по всей стране сеть своих торговых точек, сотрудничали десятки маленьких и средних фирм, поставлявших на реализацию различные бытовые и хозяйственные мелочи...

...И вдруг неприятное известие - "Суперлот" предупреждает о невозможности рассчитаться с поставщиками из-за финансовых трудностей, просит и получает от государства защиту от кредиторов, а спустя год объявляет о своей неплатежеспособности. Процесс больно ударил по партнерам, которые понесли убытки - кто меньшие, а кто и весьма существенные.

Мошенничество в законе

Что ж, бизнес дело рисковое. И от разорения не застрахован ни один предприниматель. Однако в деле с SIA "Суперлот" обнаружились подозрительные странности, которые наводят на мысль о создании своего рода торговой пирамиды, крах которой был заранее предрешен и рассчитан. А главными жертвами стали не владельцы предприятия-банкрота, а его партнеры - мелкие производители и оптовики, доверившиеся вроде бы солидной компании.

Вот что нам рассказал один из пострадавших, Александр Окс, у которого в недрах фирмы-банкрота пропали три с половиной тысячи латов. Он лишь один из многих десятков предпринимателей, с которыми "Суперлот" не рассчитался за поставленный товар - партию носочных изделий.

"Эта фирма меняла названия несколько раз, рассказал Александр. - Сейчас вместо ООО "Суперлот" возникло ООО "Супервзлет". Я вижу, что здесь использована мошенническая схема. Но доказать это практически невозможно, потому что опытные юристы, нанятые компанией "Суперлот" на наши же деньги, ловко использовали лазейки в законодательстве. Схема совершенно безопасная, и провернуть аналогичную комбинацию эти или другие ловкачи могут еще не один раз - с другими доверчивыми предпринимателями.

Расскажу, как я представляю себе суть этой аферы.

Искусство строить пирамиды

- Предположим, у меня есть фирма и некоторый стартовый капитал.

Я снимаю сеть магазинов, нанимаю менеджеров, те обзванивают поставщиков, расхваливают мою сеть и предлагают заключить с моей фирмой договор на реализацию товаров. Ну кто сейчас откажется от предложения попасть в сеть из 40 торговых точек? Договоры с партнерами стандартные, оплата в течение 30 дней. Я беру товар у одних поставщиков, расплачиваюсь с другими, потом беру товар у третьих - что-то выплачиваю вторым. С небольшими задержками в оплате партнеры, понятное дело, мирятся.

Выстроив такую пирамиду, я ничем не рискую. Я не беру кредитов в банке (там такие фокусы не прошли бы) - я работаю за счет партнеров!

Кризис все спишет

Но вот пирамида подходит к своему пределу. Я начинаю задерживать оплату все дольше. Поставщики нервничают, звонят, я нахожу кучу отговорок и кормлю их обещаниями. А потом подвожу дело к неплатежеспособности моей фирмы, прошу у государства правовой защиты от кредиторов и отсрочку по выплатам долгов на год. При нужных связях или "благодарности" ответственным лицам мое заявление удовлетворяют.

Сам себе кредитор

- Но пока я строил пирамиду из поставщиков, я включил в их число и пару "подставных уток". Это мои же коммерческие структуры, зарегистрированные на родственников. По документам эти фальшь-фирмы якобы оказывали моей компании некие услуги либо давали ей о-о-очень крупные суммы в долг - типа на развитие торговли. По сути, я как бы сам у себя одалживал, но кто это докажет?

Подавая ходатайство на годовую отсрочку в расчетах с реальными поставщиками, я одновременно прошу для своих подставных фирм статус "защищенных кредиторов". Это значит, что они по закону вправе взыскивать долги с фирмы-банкрота первыми и в полном объеме.

Та же афера: дубль два

- Итак, процесс о правовой защите от кредиторов запущен, все поступления от продажи товаров уходят к "защищенным кредиторам", то есть текут в мой же собственный карман. А остальным только рассылается кипа документов на дисках, извещающих о ситуации на моей фирме. За это время я спокойно распродаю остатки товаров.

А параллельно регистрирую еще одну торговую компанию с созвучным названием, которая заключает договор с моей головной фирмой о сотрудничестве. Например, о предоставлении каких-либо услуг, скажем, по маркетингу.

Пишется отчет на 20 страницах о якобы выполнении данных услуг, и пусть кто-нибудь докажет, что это липа.

Когда проходит год и моя торговая сеть по закону должна начать выплаты поставщикам, оказывается, что львиная доля моих долгов приходится на мою же фирму-дублера с ее мифическим маркетинговым обслуживанием! А остальных кредиторов я вынуждаю подписать соглашение о выплате лишь половины зависших сумм. Деваться им некуда - каждый надеется возместить хотя бы половину своих убытков, это все лучше, чем не получить ничего. А кто упрямится, все равно вынужден будет подчиниться: согласно положению о правовой защите от кредиторов, если больше 50% кредиторов подписывается под такими условиями, то этот режим распространяется и на всех остальных.

Акт третий: выход ликвидатора

- Но денег-то на счете моей фирмы как не было, так и нет. Что поделаешь - кризис, финансовые проблемы: Поэтому я реальным кредиторам ничего не перечисляю. И объявляю о банкротстве фирмы.

Я предлагаю суду кандидатуру ликвидатора (своего же бывшего администратора). Суд его утверждает.

Ликвидатор собирает кредиторов, заверяет их, что дело небезнадежное, что он, дескать, взыщет деньги за реализованные остатки товара, распродаст имущество банкрота и вернет поставщикам, кому сколько причитается. Ну по крайней мере половину того.

Ликвидатор просит только предоставить ворох подтверждающих документов. И бедолагам-предпринимателям приходится нанимать юристов, которые будут заниматься всем этим бумаготворчеством.

После чего ликвидатор рассылает кредиторам список - кому из них и сколько должна фирма-банкрот. И глядя в этот скорбный список на десятках страниц, кредиторы обнаруживают, что самая большая задолженность числится на фирме-дублере со схожим названием. Это значит, что остальным "малышам" достанутся крохи или вовсе ничего.

Вот такую штуку провернули и с нами. Не сомневаюсь, что с юридической точки зрения все сделано чисто. Финансовая полиция за это дело не возьмется, а если и возьмется, то подкопаться будет не к чему. Поэтому я и обратился в прессу: надо срочно закрывать дыры в законодательстве, чтобы на будущее пресечь подобные махинации".

Эмиссия долгов

Но, возможно, Александр наводит тень на плетень? Ведь предыдущие три года в экономическом плане были действительно очень тяжелые, покупательная способность населения резко упала, обороты торговых предприятий снизились, а налоги, издержки на аренду площадей не уменьшились. Именно на это ссылался владелец фирмы "Суперлот", когда просил у государства начать процесс правовой защиты от кредиторов.

Процесс, судя по документам, был объявлен в апреле прошлого года, а спустя полгода - в ноябре 2011-го - SIA "Суперлот" и SIA "Супервзлет" заключают договор о сотрудничестве, и вторая выполняет для первой некие услуги на сумму: 321 тысяча латов, перенимает все торговые площади под брендом "Суперлот", да еще начинает торговать через Интернет. Вывески на магазинах не меняются, персонал работает, но товары на реализацию принимает уже фирма "Супервзлет".

Таким образом, за несколько месяцев до формального объявления о неплатежеспособности компании "Суперлот" ее общий долг перед партнерами вырос с 400 тысяч латов (причем примерно половина этой суммы числилась за защищенными кредиторами - то есть своими) до суммы свыше миллиона латов!

Понятно, что по сравнению с этой семизначной суммой чьи-то пятьсот, три тысячи или даже десять тысяч латов - сущие пустяки.

- Это все равно что эмиссия акций. Допустим, у вас сто акций некой компании, у ее владельца - 150, а он выпускает дополнительно сто тысяч акций. Соответственно, ваша доля в этом предприятии становится ничтожной, - проводит параллели Александр.

Брак законодателей или лоббизм заинтересованных?

Александр советовался с финансовым аналитиком более крупной фирмы, также пострадавшей от банкротства "Суперлота". Коллега по несчастью тоже признал: с позиции закона подкопаться не к чему. Убытки нескольких десятков коммерсантов, конечно, не астрономические - от нескольких сотен латов до 15-17 тысяч. Но для маленького бизнеса, который с трудом выживает, удар ощутимый.

Управленец другой "кинутой" фирмы, просивший не разглашать в прессе его имени, подтвердил, что именно непродуманные поправки к Коммерческому закону, принятые в разгар кризиса 2009 года, позволяют безнаказанно проворачивать подобные схемы. Предоставленное этими поправками право на защиту от кредиторов первым использовал небезызвестный ресторатор, вледелец "Лидо" Гунарс Кирсонс. Но он имел дело с банками, и они свое, скорее всего, рано или поздно получат.

А вот в случае с "Суперлотом" речь идет о небольших частных фирмах, которым судиться, что-либо доказывать и выбивать свои деньги из недобросовестного партнера - дело дохлое.

Еще не все потеряно

Хотя: попытаться можно. Мы попросили посмотреть документы, которые ликвидатор "Суперлота" разослал кредиторам, экономиста и специалиста по бухгалтерии Евгению Зайцеву. По ее мнению, налицо два факта: 1) к неплатежеспособности готовились; 2) есть признаки доведения фирмы до банкротства.

Но чтобы оценить вероятность аферы и доказать, что в деле фигурируют подставные фирмы, обманутым персонам нужно заказать в базе данных "Лурсофт" (это платная услуга) два ключевых отчета фирмы "Суперлатс" о финансовой деятельности за 2011 год и за год до неплатежеспособности. Исходя из этих цифр, можно будет написать текст заявления в экономическую полицию. Зайцева готова помочь это сделать.

Очень странный бизнес-план

А вот что думает о такого рода бизнесе глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрих Данусевич. По его мнению, у торговых сетей в категории супернизких цен в Латвии изначально не было и сейчас нет перспективы, и ему непонятен бизнес-план основателей подобных сетей. Ясно, что затраты на организацию торговли в десятках магазинов, аренду помещений, оборудование, зарплату персонала едва ли покроет прибыль от сбыта копеечного товара с ничтожной торговой наценкой.

Тем более что сегодня многие солидные торговые сети проводят массированные скидочные акции и распродажи. К тому же в Латвии просто нет достаточного количества покупателей. Хенрик Данусевич отметил, что в некоторых многомиллионных европейских столицах есть похожие магазины - но лишь по одному на весь город. А в Риге и по всей Латвии открыть около 40 подобных торговых точек - сомнительная бизнес-идея.

О том, что за чужие просчеты или сознательные манипуляции торговцев расплачиваются поставщики и производители, Данусевичу известно. Он сказал "Вести Сегодня", что в данный момент юристы ассоциации готовят очередные поправки к Коммерческого закону, которые передадут в сейм. Если изменения будут приняты, механизм правовой защиты от кредиторов уже нельзя будет использовать в корыстных целях как одной, так и другой стороны.

Советы бывалых начинающим бизнесменам

Что вас должно насторожить в отношениях с коммерческим партнером?

1. Происхождение капитала. Наведите справки, на каком бизнесе он был сделан. В Латвии большие деньги мутного происхождения часто делались на сомнительных схемах и мошенничестве. Если данный бизнесмен уже кого-то кидал, где гарантия, что вас он не кинет?

2. Отсутствие серьезного побочного бизнеса. Это плохой сигнал, если речь идет о дискуантной торговой сети.

3. Частая смена персонала. Централизация в принятии любых решений - все завязано только на владельце.

4. Слишком большие сроки оплаты товара, заложенные в договор.

5. Частые задержки с оплатой поставок.

6. Нежелание идти на условия предоплаты.  


Написать комментарий