Михаил Губин: Даст ист фантастиш!

фото mixnews.lv
фото mixnews.lv

Недавно в интернете появилось сообщение о дерзкой выходке русского спецназа. Якобы ночью, «силами разведывательно-диверсионной роты 76-ой гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ, дислоцирующейся в деревне Черёха Псковской области, совершена вылазка на территорию Латвийской Республики, во время которой русскими спецназовцами был уничтожен памятник участникам карательного батальона «Ваффен СС» в городе Бауска».

Об этом, со ссылкой на украинских коллег, сообщил псковский новостной портал. Он же обратился за разъяснениями к командованию ВДВ. Где, естественно, всё это назвали бредом.

Подобные, как теперь говорят, фейковые новости распространяют специализирующиеся на этом сайты. Хорошо, ни одно латвийское издание этому не поверило.

Хотя за газету «Латвияс Авизе» я бы тут вовсе не поручился. Дело в том, что ее шеф Волдемарс Крустиньш, журналист старой советской закалки, неожиданно оказался любителем фантастики.

Я имею в виду не только его вчерашнее расхваливание Гиртса-Валдиса Кристовскиса, как лучшего кандидата в начальники нашей главной спецслужбы. Но и тот факт, что Волдемарс Петрович недавно открыл для себя современную российскую фантастику, а конкретно - жанр альтернативной истории.

Я тоже его большой поклонник. И меня тоже весьма интересует, что там, в альтернативном будущем или прошлом, происходит с нашей маленький Латвией?

Честно, говоря, прочитанное пугает. И не одного меня. Вот и Волдемарс Петрович наткнулся на вышедшую несколько лет назад книгу некоего Михаила Юрьева «Третья империя». Из названия понятно, каким автор видит будущее России. А Латвии?

Цитирую.

«... Поэтому, начав вторжение, мы будем убивать и разрушать, сколько сможем, ибо нет чести для прибалтов. Но главное начнется потом: все латышские, литовские и эстонские города и поселки, улицы и реки будут переименованы русскими названиями. Сами слова «Латвия», «Литва» и «Эстония» будут запрещены к публичному употреблению на всей территории Российской Империи иначе чем в исторических исследованиях. Латышский, литовский и эстонский языки будут также запрещены к публичному употреблению. Литовцы, как отличившиеся менее других в русофобии, сохранят право жить на территории нынешней Литвы, хотя все движимое и недвижимое имущество будет у них конфисковано, как у латышей и эстонцев; но те ко всему будут еще и выселены из Прибалтики, с бессрочным лишением права жить там...

...На следующий день русские войска вторглись в Прибалтику, и все произошло так, как было обещано; убито было не так много людей – все-таки, как говорят русские, сердце не камень, кровь не вода, – но выселены были действительно все. Города Таллин, Рига и Вильнюс стали Ивангородом, Алексеевском и Александрией (в честь Ивана III Великого, Алексея I Тишайшего и Александра I Праведного)...

Г-н Крустиньш с возмущением приводит часть этой цитаты, видя тут чуть ли не секретный план Кремля на будущее.

Мне тоже это не нравится, потому что там еще написано, что всех местных русских из Прибалтики выселят.

«И с русскоязычными жителями этих стран будет так же, только с лишением на пять лет, — к ним у нас тоже нет особой любви: нечего было терпеть унижения, этим вы стали их сообщниками»

Но я особо не паникую. Потому что знаю: мастера российской альтернативки про Латвию пишут редко, но если уж напишут..

Вот, например, из недавно прочитанного. Роман Злотников в своей трилогии про попаданца (то есть, пришельца из нашего мира в альтернативный) Федора Годунова описывает штурм Риги войсками этого русского царя. Соответственно, в 17-м веке. После чего город был заброшен, а рядом, ближе к Даугаве, построен новый, который назвали Усть-Двинском. И вместо Лифляндской и Курляндской устроена Усть-Двинская губерния.

«Сама же Рига пребывала в довольно плачевном состоянии. Упрямство шведских комендантов, ни один из которых не пожелал сдать врученные их попечению города, привело к тому, что практически все города Финляндии и Лифляндии, в числе которых была и Рига, попали под ракетный удар и выгорели практически полностью. С большими жертвами среди населения. А многие из тех, кто выжил в том огненном аду, сбежали в другие города балтийского побережья...»

Или вот Владислав Конюшевский в своей эпопее о похождениях лихого попаданца Ильи Лисова во время Великой Отечественной войны, описывает послевоенное устройство альтернативного СССР.

Под денацификацию попала вся Прибалтика. Уж очень "кортые и сфопотолюпифые" граждане Литвы, Латвии и Эстонии всех достали. Особенно когда массово записавшись в войска СС и шутцманшафтбатальоны, зверствовали почище немецких карателей. И так как это было чисто внутреннее дело Советского Союза то и режим денацификации был гораздо более жестким. Этих республик просто не осталось. Часть территории отошла Белоруссии, часть РСФСР и на этом прибалтийский национализм закончился. Во всяком случае, внешне. А через тридцать лет, когда произошла смена поколений, и не только внешне...»

И так далее. Я просто многого не читал. Можно, например, ещё вспомнить книгу конца прошлого века «Реваш России», некоего Святослава Россича. Где описывалась операция «Хвойный аромат» по смене власти в странах Балтии и в частности, захват русскими десантниками резиденции президента Латвии в Юрмале.

А вот как автор описывает последствия этого:

«…Практически к 8 утра 21 мая операция „Хвойный аромат“ была завершена. В результате тщательной подготовки, скрытности и внезапности удалось избежать больших потерь. При известии о вводе войск умер от инфаркта президент Эстонии, а премьер-министр, один из его замов, два депутата и несколько лидеров профашистских партий покончили самоубийством.

… Спустя полмесяца во внешнем облике Эстонии, Латвии и Литвы мало что изменилось, за исключением вооруженных патрулей местной полиции, патрулирующих центральные улицы и места большого скопления.

… Главное влияние на сознание оказала экономика. Со снятием эмбарго России на торговлю со странами Балтии оживился аграрный сектор… Помощь в объеме почти 5 миллиардов долларов, запланированных сроком до 1 января 2005 года для инвестирования в сельское хозяйство и промышленность, создала сотни тысяч новых рабочих мест, вернув веру, что жизнь станет лучше.

… Уже 24 мая было принято решение дать паспорта граждан и русскоязычным, 3 июня отменили визы для поездок в Россию и обратно.

… Люди были рады тому, что первые шаги новых правительств были направлены на повышение пенсий, снижение оплаты за коммунальные услуги, компенсацию пострадавшим от финансовых афер. Люди, уже объевшиеся обещаниями политических клоунов и хамелеонов, в большой степени хотели достойной жизни, а не политической трескотни».

Нужно ли латвийским властям реагировать на такое? К чему, собственно, и призывает г-н Крустыньш.

В конце концов, у каждой страны своя история, в том числе и альтернативная. Известно произведение латышского автора, в котором латвийская армия в 1940 году дает отпор советским войскам. Оно даже было экранизировано телевидением.

В Польше популярен роман того же жанра, где Польша, заключив в 1939 году союз с Гитлером, в конце прошлого века стала сверхдержавой и избавилась от России и русских. Вообще. Главный герой, польский офицер, говорит : «Американские индейцы, австралийские аборигены, африканские пигмеи тоже не заслужили своей судьбы. Но тут, по крайней мере, (...) мы уничтожили народ, который хотел сделать своих соседей рабами».

Может быть, все это не стоило бы принимать всерьез. Книги ведь на любителя. Но в Латвии нишу такой фантастики заняла пресса. Крупнейшая латышская газета прямо-таки переполнена фантастическими идеями о тайной войне против Латвии, о русских шпионах и диверсантах, о руке Москвы и зловещих планах Кремля.

И похоже, читателям это нравится. А что поделать, если другой фантастики на государственном языке практически не издают?


Написать комментарий