Михаил Губин: Чтобы помнили 1

фото с сайта mixnews.lv
фото с сайта mixnews.lv

Как вы, наверное, знаете, следующий год ожидается для сотрудников департамента гражданства и иммиграция (ДГИ) нелегким. Но вовсе не потому, что зреет наплыв желающих получить латвийское гражданство. А потому, что в следующем году примерно у полумиллиона граждан и неграждан закончится срок годности паспортов, сообщает пресса. Ожидается, что все они ринутся в участки ДГИ в самый последний момент, как оно обычно бывает. А к ним еще присоединятся сотни, жаждущие идентификационных карт — это такой современный вид документа, с которым граждане могут ездить по всему Евросоюзу, а неграждане — только по Латвийской Республике.

фото
Карикатура на оккупантов из газеты "Павалстниекс".

Однако есть вероятность, что очередь за паспортами может быть и не такой многочисленной. Более того, вполне возможно, что возникнет целое протестное движение граждан, демонстративно не желающих эти новые паспорта получать. Демонстративно — в прямом смысле, с пикетами и демонстрациями.

А всё потому, что в этом новом паспорте не будет пятой графы. То есть, говоря понятнее, записи о национальности владельца паспорта. С этой пятой графой, или пунктом, у нас творится что-то странное. Утверждается, что при Карлисе Улманисе в паспортах её не было, её вообще ввел товарищ Сталин.

Но оказалось, изобретение кровавого тирана так пришлось по душе свободным латышам, что они жизни своей без этого не мыслят.

Как вы помните, борьбу против изъятия из паспорта указания национальности начало так называемое Национальное объединение.. "Особенно это важно для ливов и латышей", - указал представитель VL-ТБ/ДННЛ Дзинтарс Расначс, представивший соответствующие поправки к закону. Против выступила Партия реформ, и поддержавшая ее «Виенотиба». Их аргумент: не надо делить людей по национальностям. И поскольку противников было хоть немного, но больше, Сейм принял решение запись о национальности в паспорт не возвращать.

«Хотят отбросить латышское самоуважение!» - заголосила газета «Латвияс авизе», «Латышскость - из паспорта долой?». И опубликовала список, кто как голосовал по этому вопросу. Читатели предложили в этот день отмечать день Кангарса — то есть, предателя латышского народа. В противовес Дню Лачплесиса. И поклялись, что выбросят из Сейма на следующих выборах всех врагов пятого пункта. У постороннего человека могло возникнуть впечатление, что национальность не будут указывать только в паспортах латышей, а всем остальным — пожалуйста!

фото
Карикатура на "баскетбольную мафию" из журнала "Ригас лайкс".

 

Скандально известная журналистка Элита Вейдемане писала буквально вчера: «Всё начинается с мелочей. Вроде бы мелочей. Не пишем в паспорте, что мы латыши. Это ничего — это просто буквы. Потом отказываемся о всего остального, что связано с латышскостью». От чего именно, г-жа Вейдемане не уточнила, за неё это в другой газете сделал не менее известный депутат Райвис Дзинтарс. По его мысли, так же, как от указания национальность в паспорте, можно будет отказаться от латвийского флага...

При этом оба автора часто вспоминают Кришьяниса Валдемарса, который, учась в Дерптском университете, повесил на своей двери табличку с надписью «Латыш»

А ещё, чего доброго, и от герба откажутся, словно испугался президент Берзиньш. И выдвинул законодательную инициативу - предложил ужесточить наказание за проявление неуважения к государственным символам, в том числе и к гербу. Штрафовать за это до 500 латов. Сейчас штраф за такое — 20 латов.

Замечено, что президент вообще неравнодушен к гербам. Его самой первой законодательной инициативой было восстановление гербов культурно-исторических регионов Латвии. Хотя они вообще-то никуда не исчезали. Даже в паспорте нарисованы.

Вот и теперь президент заявил: "Неуважение к государственному гербу и его составляющих Видземскому, Латгальскому, Курземскому и Земгальскому гербам или несоответствующее использование гербов уничижает ценности, составляющие основу латвийского государства". Это странно. Потому что никакого земгальского герба, то есть серебряного лося, на государственном гербе Латвии нет, посмотрите сами.

Может быть, правда, он как-то спрятан, как в головоломках. А может быть, не всем показывается. Пугливый.

Президент хочет, чтобы впредь герб государства использовался только с разрешения. Особенно для сувенирной продукции. Возникает вопрос, а можно ли будет носить татуировки с гербом? Или рисовать на него пародии? Многие латышские карикатуристы, как это видно из прилагаемых иллюстраций, отметились карикатурами с использованием элементов государственного герба. Уж больно там грифон с львом удачно стоят. Будет ли это считаться неуважением?

фото
Карикатура на семью Крейтусов из газеты "Диена".

Приходилось слышать, что эти попытки защитить национальность в паспорте и символику — свидетельство отчаяния. Под напором кризиса, эмиграции и глобализации. Своего рода последний рубеж, больше уже ничего не осталось. Так эмигрантское Объединение свободных латышей мира призвало президента Берзиньша поднять флаг над опустевшим Рижским замком. Дескать, пусть там ремонт, пусть реконструкция, флаг должен реять. Как над тонущем кораблём.

Вряд ли это так. Латыши — нация молодая, практически дети. Также любят петь и танцевать, также по-детски обижаются и наивно хитрят. Бережливые родители, когда отправляют детей в детский сад, то маркируют их одежду, указывают фамилию, чтобы не потеряли, не перепутали. А бывает еще бумажку с адресом дают, чтобы не заблудился...

Можно предположить, что указание национальности в паспорте важно, чтобы не забыли, кто они такие. Чтобы не перепутали себя с кем нибудь. Еще и песня такая есть: «Шейт ир Латвия, шейт нау Криевия», чтобы не заблудились.

Вероятно, и Кришьянис Валдемарс, будущий крупный российский чиновник, не зря на своей двери табличку «Латыш» повесил. Он ведь в нынешнем Тартуском университете учился. И возможно, не хотел, чтобы его путали с эстонцами.


Написать комментарий

Получал в прошлую пятницу паспорт гражданина РОССИИ отстоял в очереде почти два часа. Народу получает просто офанареть . Если так будет и дальше , то у нас будут одни РУССКИЕ, так как все остальные за границей или еще на границе /работают/