Латгальская деревня произвела фурор в Каннах

фото: freecity.lv
фото: freecity.lv

Режиссер Сергей Лозница презентовал снятую в Латвии картину «В тумане» и объявил о планах, снять здесь же фильм про Бабий Яр.

Один из самых известных постсоветских документалистов ныне живущий в Германии режиссер Сергей Лозница («Полустанок», «Портрет», «Блокада»), в игровое кино пришел всего два года назад – сняв в Киеве мрачную картину про постсоветское лихолетье «Счастье мое», сразу принятую в программу Канн.

Действие второго, презентованного вчера в Риге и сегодня в Даугавпилсе, фильма «В тумане» по роману Василя Быкова происходит во время партизанской войны в оккупированной немцами белорусской глубинке. Эту глубинку режиссер не нашел в родной Белоруссии (Лозница родом из Барановичей), зато обнаружил ее во всей первозданной красе в латгальской деревне в получасе езды от Даугавпилса.

Картина «В тумане» получила главный приз кинокритиков FIPRESSI на Каннском кинофестивале, а публика аплодировала Лознице минут десять.

Война в войне

Фильм, снятый в копродукции с пятью странами (Россия, Латвия. Германия, Голландия и Беларусь) рассказывает даже не о войне, а о «войне в войне». В центре повествования три персонажа, один невинно (как мы узнаем позже) оговорен, а двое других собираются его расстрелять за «предательство», но не все так однозначно...

Сама война практически не показывается. Но заставляет крепко задуматься о том, как меняется (или все же не меняется) человек под давлением чрезвычайных обстоятельств.

Тема для Латвии с ее вечным противостоянием «красных» и «фашистов» -- во злобу дня. Недаром на премьеру картины в Риге явился Райвис Дзинтарс собственной персоной. И никакой симпатии к немецким коллаборационистам не обнаружил…

2 млн евро за 28 дней

Обследовав оригинальную белорусскую натуру, режиссер обнаружил, что за послевоенное время вся она безнадежно испорчена «новостроем». То ли дело Латгалия – полуразрушенные деревни и глухие леса оказались самой что ни на есть подходящей натурой.

Правда, подобранный для съемок деревянный дом пришлось разобрать по брёвенку и перевезти на более подходящее для съемок место.

Всего в эпизодах и на подсобных работах было задействовано около тысячи жителей Даугавпилса и окрестностей. Режиссер принципиально не снимал сколь-нибудь известных актеров. «Если все будут снимать звезд, то кто же будет раскручивать молодых и талантливых?!» -- пояснил свое решение Лозница.

Картина была снята в рекордные сроки – 28 дней. Правда, съемкам предшествовало несколько месяцев подготовки. Общий бюджет составил 2,1 млн. евро, полученных, в основном, от кинофондов разных стран.

В том числе 20% бюджета покрыла Латвия. И теперь надеется покрыть издержки за счет проката, который начинается в четверг во всех крупных кинотеатрах страны.

Бабий Яр – тоже в Латвии

Особенно режиссер остался доволен сотрудничеством с латвийскими кинодеятелями. Те сработали настолько четко, что Лозница подумывает продолжить сотрудничество. Он не скрывал, что следующий его проект – фильм про бабий Яр, сценарий к которому он почти написал.

«Меня интересует период с августа по начало октября 1941 года, когда из города Киева ушла советская власть, пришла власть немецкая и в результате было расстреляно в Бабьем Яру 30 тысяч евреев в течение трех дней. Это, по-моему, самое первое массовое уничтожение еврейского населения в этой войне.

Меня интересует, как такое стало возможным. Не кто прав, кто виноват, а как такое стало возможно? Может быть, это до сих пор в нашей цивилизации есть. И я думаю, что это цивилизационный процесс, это связано, это прямой продукт цивилизации. Меня интересует именно этот аспект».

Для того, чтобы постичь истину, режиссер провел немало времени в поиске материалов во всех доступных архивах. По словам Лозницы, в России и на Украине, в отличие от Запада, много информации до сих пор находится под грифом «Секретно».

Несмотря на то, что эта кровавая страница истории разворачивалось в Киеве, Сергей Лозница признался, что не горит желанием снимать на Украине. Качественный съемочный процесс там организовать трудно, то ли дело в Латвии.


Написать комментарий