Защитник дамасских ворот

Комментарий Виталия ПОРТНИКОВА, обозревателя интернет-издания Politcom.ru




Совет Безопасности ООН единогласно принял “сирийскую” резолюцию, в которой нет ни слова о возможных санкциях против Дамаска. Перед этим министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил против превращения Совета Безопасности ООН в следственный орган. “Неправильно было бы смешивать уголовно-процессуальные механизмы с межгосударственными отношениями”, — сказал Лавров после встречи с министрами иностранных дел стран — членов Совета Безопасности ООН.
Именно это заявление руководителя российского внешнеполитического ведомства, сделанное накануне заседания Совбеза по Сирии, и заставило авторов резолюции изменить ее первоначальный проект и отказаться от угрозы санкций против Дамаска. На первый взгляд, Россия уже сейчас может торжествовать — она не помешала продолжающемуся расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и вместе с тем защитила своих союзников в Сирии. Однако дипломатическая победа Москвы может оказаться пирровой.
Министр иностранных дел Сергей Лавров резонно заметил, что санкциями негоже пугать в период продолжения расследования — его сроки продлены до 15 декабря. Однако уже сейчас можно предугадать, как продолжится это расследование. Либо представителям следственной комиссии удастся доказать причастность к преступлению уже фактически изобличенных представителей сирийских спецслужб и высшего руководства страны, либо комиссия будет вынуждена констатировать отказ Дамаска от сотрудничества с ней. И в том, и в другом случае введение санкций окажется неизбежным, а позиция России в ноябре — сомнительной.
Если причастность Дамаска к убийству будет доказана, Россия окажется уже в роли защитника не союзников, а преступников — и ее стремление “не запугивать” Сирию может быть расценено как попытка выгородить участников убийства Харири и дать им возможность замести следы. Если же комиссии ООН не удастся продолжить расследование, Москву будут обвинять в том, что своей поддержкой Дамаска она фактически затормозила работу следователей и создала у руководителей Сирии ощущение безнаказанности.
Собственно, в обоснованности подобных обвинений будет трудно усомниться. Москва не раз создавала у своих “исторических союзников” иллюзию того, что им ничего не грозит, что она обязательно затормозит, заблокирует, помешает… А в решающий момент Россия — даже не неожиданно, а вполне ожидаемо — отступала, предоставляя действовать Соединенным Штатам. Если бы Москва согласилась с возможностью применения санкций против Сирии, она на самом деле помогла бы дамасскому режиму понять, что ему угрожает смертельная опасность, а возможность спастись — в заинтересованной помощи ооновскому следствию, даже если оно приведет к судебным процессам против представителей сирийской верхушки. Блокируя пункт о санкциях, Россия помогает президенту Сирии Башару Асаду переместиться в тот же иллюзорный мир, в котором уже пребывали какое-то время назад такие ее друзья, как Слободан Милошевич или Саддам Хусейн. И уже известно, что из этого странного мира дорога ведет прямехонько на скамью подсудимых…

02.11.2005 , 10:07

Телеграф


Написать комментарий