Председатель профсоюза: Трагедия в Золитуде (Рига) вызвала репрессии против спасателей

фото: kasjauns.lv
фото: kasjauns.lv

В связи с обрушением 21 ноября 2013 года магазина „Maxima” в жилом районе Золитуде города Риги, унесшей 54 человеческих жизней, в том числе 3 спасателей, по всей Латвии был объявлен трехдневный траур.

25 ноября в 10:00 часов по всей республики прошла минута молчания в честь памяти погибших. Минута молчания прошла и в Государственной пожарно спасательной службе (ГПСС) в Курземской региональной бригаде (КРБ) во 2 части Лиепайского отделения.

Курземское телевидение проводило съемки и по окончанию траурных минут отдания чести погибшим, журналистка обратилась к одному из спасателей – лейтенанту Янису Сенькансу . Отвечая на вопросы, Я.Сеньканс рассказал, что отделение было готово в день трагедии направиться в Ригу для участия в проведении спасательных работ, но поступила команда отложить выезд. 

Затем Я.Сеньканс добавил – если подобная трагедия случилось бы в Лиепае, возможно «мы своими силами не были бы готовы», указав на проблемы с техникой и человеческими ресурсами. Сказанное Я.Сенькансом Курземскому телевидению послужили основанием к возбуждению дисциплинарного расследования в отношении Я.Сеньканса. При этом не учитывалось, что это было сказано в день траура, сразу после минуты молчания, когда спасатели находились в эмоционально подавленном состоянии и со слезами на глазах.

В дальнейшем Я.Сенькансу было назначено одно из самых тяжелых дисциплинарных наказаний – выговор. Командир ГПСС КРБ полковник-лейтенант  Андрей Беляков, принимая в поспешности решение и подписывая распоряжение №22-12-1.1/188 об объявлении наказания Я.Сенькансу, сам допустил грубейшее нарушение этически-моральных и правовых  норм. Как указано в распоряжении А.Белякова, дисциплинарное дело в отношении Я.Сеньканса возбуждено 18 октября 2013 года по распоряжению КРБ от 3 октября 2013 года за №22-12-1.1/182. То есть задним числом. Таким образом командира бригады Андрей Белякова не интересовало выяснить все фактические и правовые  обстоятельства дела. Главной целью было побыстрее провести репрессии в отношении Я.Сеньканса, в отношении других сотрудников КРБ, что бы их запугать и это прямо указано в распоряжении. Не принималось во внимание то, что Я.Сеньканс на должности находится всего полгода после окончания ГПСС колледжа, что практического опыта молодой сотрудник не имеет. Переговорить с подчиненными, выяснить их эмоциональное состояние Андрей Беляков не счел нужным, проявив черствость и равнодушие.

Профсоюз сотрудников внутренних дел Латвии (Latvijas Iekšlietu darbinieku arodbiedrība) считает, что Андрей Беляков необоснованно и противозаконно организовал репрессии против Яниса Сеньканса, против других сотрудников КРБ с целью их запугивания, противозаконно задним числом возбудил дисциплинарное дело, нарушил законы Латвийской Республики и права человека.

Профсоюз считает недопустимым и неможет продолжаться негативная практика, когда за различного рода высказывания средствам массовой информации сотрудники подвергаются репрессиям, запугиванию, угрозам и наказанию. Негативная практика преследований в противовес интересам общества, испробовано также на заместителе директора Службы Неотложной  медицинской помощи Латвии Мартиньша Шица. Необоснованное пресследование и запугивание сотрудников явно показывает неспособность государства привести в порядок инфраструктуру, нормативные акты, добиться роста экономики, подменяя активность репрессивными методами.
Профсоюз считает, что Андрей Беляков своими непрофессиональными, противоправными действиями, неспособен выполнять свои  обязанности согласно своих должностных обязанностей, причинил значительный ущерб Государственной пожарно спасательной службе и министерству Внутренних дел Латвийской Республики, подверг дискредитации вышеупомянутые учреждения и службу.

Поведение А.Белякова, который занимает высокопоставленную должность и имеет значительный опыт по службе, не должно остаться безнаказанным. А.Беляков не сделал выводы из тяжелой трагедии в Золитуде, где погибли 54 человека, в том числе трое спасателей. Одна из причин трагедии замалчивание от общественности правды о возможной опасности для работников магазина и для посетителей, утаивание иной информации. Работники „Maxima” подвергались запугиванию и угрозами применения санкций со стороны работодателя, если вздумают вступать в профсоюз, если вздумают контактировать с прессой и высказывать свое мнение. А.Беляков оказался не способным сделать выводы, устранить чувство трусости от гласности, прислушаться к мнению общественности, к мнению подчиненных, в том числе высказанные в средствах массовой информации.

Подписав распоряжение о наказании Я.Сеньканса, А.Беляков проявил неуважение к обществу, так как подписывал документы не читая или принимал решение задним числом. Общество не может доверять должностному лицу, которое принимает решение, не читая его содержание, которое недобросовестно выполняет свои обязанности.
Ущерб от высказываний Я.Сеньканса Курземскому ТВ, которого практически нет, не сравним с ущербом, который причинил репутации и престижу ГПСС и всей системе внутренних дел командир КРБ А.Беляков. Профсоюз считает, что имеется основание для возбуждения дисциплинарного дела в отношении А.Белякова  за возможные противоправные  действия и не этическое поведение, за подрыв репутации ГПСС и МВД Латвийской Республики.
Министерству внутренних дел ЛР и министру Р.Козловскису необходимо пересмотреть распоряжения и правила, которыми запрещается сотрудникам контактировать с представителями средств массовой информации, высказывая свои суждения, если это не запрещено уголовно-процессуальным законом или другими законами. Запреты на общение с прессой тормозит развитию демократии в государстве, приводит к тому, что возникшие проблемы и нарушения, а порой и преступления своевременно не распознаются, не проводятся мероприятия по их устранению, расследованию. Это способствует совершению преступлений нечестныными должностными лицами и наносит неоспаримый вред интересам государства и общесту, что подтвердила трагедия в Золитуде.

Цель профсоюза помогать руководству своевременно выявлять нарушения дисциплины среди сотрудников, установливать причины правонарушений и принимать меры к их устранению и недопущению в будущем. В противном случае, не смотря на репрессивные методы или иные жесткие санкции, методами запугивания иных сотрудников, достичь высокой дисциплины не возможно. Профсоюз обращает внимание, что в последнее время мало уделяется внимание воспитанию, профессиональному и правовому обучению сотрудников, по поддержанию высоких этических и моральных норм.  


Написать комментарий