Две новые схемы афер

За последнюю неделю налоговики объявили о раскрытии двух схем крупного мошенничества и передали в прокуратуру дело на нескольких десятков сотрудников таможни, погранохраны и санитарной пограничной инспекции.

Если болеть, то на несколько тысяч

Одна из схем мошенничества достаточно проста, но от этого не менее прибыльна. Аферисты действовали следующим образом. Создавалось предприятие, и на работу в него принимались фиктивные работники. Иной раз даже бомжи, но с документами. С ними заключались трудовые договоры, куда вписывалась сумма вознаграждения. На бумаге ежемесячная зарплата такого липового работника составляла несколько тысяч латов.

Затем эти сотрудники неожиданно заболевали, врачи выдавали им листы нетрудоспособности категории “В”, а дальше документы подавались в Государственное агентство социального страхования — и на счет “болезненного” работника перечислялось солидное пособие. К тому моменту, как сотрудники СГД разгадали эту схему, мошенники успели заработать порядка 20 000 латов.

Если воровать, то миллион

Афера с больничными листами — невинная шалость по сравнению с возвратом якобы переплаченного НДС. На этот раз схема с налогом реализовывалась путем импорта и последующего экспорта на Украину — уже по более низкой цене — железнодорожных шпал. Как рассказали в многоотраслевой прокуратуре по борьбе с оргпреступностью, в реализации этой схемы в 2003-2004 годах подозреваются две компании — INT Latvija и Centra eksped­cija. Именно в 2004 году было возбуждено уголовное дело, и в его рамках обвинение в мошенничестве с НДС на сумму 1,5 миллиона латов предъявили четырем лицам.

Но что примечательно, это “железнодорожное мошенничество” вызвало скандал в СГД. Для возврата переплаты НДС налоговая служба должна была проверять сделки предприятий. Но гендиректор СГД Дзинтар Яканс сделал предположение, что эти проверки носили формальный характер. Иначе как бы фирмы смогли получить деньги? В этой связи в налоговой службе разгорелся скандал, который закончился возбуждением уголовного процесса. Расследование должно установить: произошла ли утечка информации из компьютера должностного лица управления крупных налогоплательщиков, которое проводило проверки этих сделок, или нет.

А тем временем именно по подозрению в причастности к этим схемам были отстранены от должности директор управления крупных налогоплательщиков Янина Столярова, которой вменяется в вину недостаточный контроль над работой подчиненных, и начальник отдела взыскания платежей юридического сектора СГД Эдгар Церс. И если Церс решил дождаться результатов различных проверок молча, то Столярова во всеуслышание заявила, что ни в чем не виновата, а решение о ее смещении с должности в ближайшее время обжалует.

Если сажать, то десятками

А пока в налоговой службе разгорается скандал, СГД обратилась в прокуратуру с просьбой начать уголовное преследование в отношении нескольких десятков таможенников, пограничников и должностных лиц санитарной пограничной инспекции. Как оказалось, все они (точное число подозреваемых пока не раскрывается) могут быть причастны к контрабанде мяса, которая в далеком 2001 году шла к нам тоннами.

По словам руководительницы отдела СГД по связям с общественностью Агнесе Гринберги, подозреваемые должностные лица с января по август 2001 года оформляли и заключали фиктивные таможенные процедуры реэкспорта и транзита грузов мяса, а также регистрировали фиктивные факты пересечения границы транспортными средствами и лицами. Напомним, что уголовное дело о контрабанде мяса было возбуждено в ноябре 2001 года. А в мае следующего года из него было выделено отдельное дело о преступлениях государственных должностных лиц. Однако, по словам Гринберги, речь не идет о крупнейших в новейшей истории Латвии руцавской и мангальсалской контрабандах мяса.

И если фамилии своих сотрудников, против которых, скорее всего, будут возбуждены уголовные дела, Служба госдоходов не выдает, то для руководства погранохраны и санитарной пограничной инспекции это сообщение стало новостью. Причем весьма неприятной, поскольку в обеих структурах допускают, что под суд пойдут работники, которые и ныне трудятся на границе. С той разницей, что с внутренних европейских границ они могли быть переброшены на внешние. А значит, за ними все это время велось наблюдение (четыре года!), и список их нарушений может пополниться новыми эпизодами.

08.11.2005 , 14:29

"Деловые вести"


Темы: ,
Написать комментарий