«Благодарю тебя за сладкий дар любви»

Эти строки из финальной арии Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова как-то особенно врезались мне в память. Может быть, потому, что сердце было полно признательностью к тем, кто обогащает нас своим искусством.


На концерт из цикла «Русская музыкальная классика» я шел скорее из вежливости и любопытства, нежели в ожидании чуда. Но чудо происходит, когда не ждешь. Так было и на этот раз.

О концертах-беседах, организованных Домом Москвы в Риге и Обществом классической музыки, я услышал от мамы. Имя музыковеда Маргариты Тунс, которая ведет этот цикл, тоже говорило о многом.

Уже при входе в зал внимание привлекла ватага мальчишек. Поинтересовался, какой раз они здесь, нравится ли им и кто их привел. Оказалось, что кто-то из них здесь в первый раз, кто-то – во второй и что этому кому-то в первый раз понравилось, а иначе бы он не пришел. А узнали они о концерте от своего классного руководителя и прибыли сюда вместе с ней целым классом.

С классным руководителем, Галиной Николаевной Серовой, мы поговорили в антракте. Она преподает русский язык и литературу в гимназии «Ринужи» и приобщает учеников к миру русской культуры.

Только очень черствое сердце не откликнется на красоту. Только безнадежно холодное сердце может остаться равнодушным, например, к романсу Даргомыжского на стихи Лермонтова «Мне грустно».

…Когда мне было лет четырнадцать, эти стихи поразили меня. Выписав их в тетрадь по литературе, я склеил страницы, чтобы не выдать никому свои чувства. Слушая пение Олега Орлова, я невольно вернулся в то время.

Пению Элеоноры Орловой и Людмилы Мороз, игре Ольги Москаленовой внимала благодарная, но сравнительно немногочисленная публика. И если без нашего внимания русская культура в Латвии умрет, то наш энтузиазм, напротив, будет вознагражден многократно.

Любовь к музыке, энтузиазм, редкая эмоциональность и доброта помогают Маргарите Тунс донести до слушателей самое сокровенное из того, что заключается в произведениях русских композиторов.

Когда она говорит о героях опер, они предстают перед нами живыми людьми, а их переживания невольно передаются и нам. Несколькими штрихами Маргарита Тунс умеет передать характер эпохи и особенности того или иного музыкального произведения.

О самих композиторах только самое характерное. С интересом узнал, например, что Цезарь Антонович Кюи, инженер, дослужившийся до генеральского чина, композитор и музыкальный критик, был сыном наполеоновского солдата, оставшегося в России после отступления французской армии. Какую пользу Отечеству могут, однако, приносить «оккупанты» и их дети, если относиться к ним по-человечески!

Или Римский-Корсаков, который, окончив Морской корпус, отправился в трехлетнее плавание и в свободное от вахты время на палубе корабля сочинял симфонию. Когда корабль заходил в порт, то молодой офицер первым делом спешил на почту, чтобы отправить очередную часть партитуры в Санкт-Петербург – на суд своего учителя Александра Сергеевича Даргомыжского. Тот, оказывается, был не только тезкой Пушкина, но и обожал его поэзию. Никто из русских композиторов, кроме Даргомыжского, не написал столько произведений на стихи великого поэта.

Сколько книг нужно прочесть, чтобы узнать столько интересных подробностей. А тут все сразу и с музыкальными иллюстрациями в придачу! Пропустить такой концерт – невозможно. К счастью, и в этом году, и в следующем нам еще предстоит встреча с Маргаритой Тунс, русскими композиторами и исполнителями. Поддерживать своим вниманием русскую культуру – наш долг. Впрочем, на редкость приятный.

23.11.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий