Михайловский: слезы

Михайловский и в Баку свой человек.


Мэтр латвийской и мировой фотографии Вильгельм Михайловский на днях вернулся из Баку, где был членом жюри международного фотоконкурса имени Муслима Эльдарова «Традиции и современность». Увиденное там навело его на грустные размышления по поводу тут.

А что у вас?


- Выставку организовал Бакинский центр искусств, объединяющий джаз-клуб, художественную галерею, издательство «Каспий»… словом, это мощная структура. И конкурс представительный, с призовым фондом в 10 000 долларов. По масштабу в Латвии ничего близкого нет, хотя в свое время мы были центром фотографии всего Союза.

Жюри составили ведущие творческие личности страны. Из иностранцев были я и сценограф из Польши Лешек Маздек. Выпустили каталог с сотней фотографий – такого уровня в Европе еще поискать. Всего было прислано где-то 1000 фото из 14 стран. Жюри пришлось поработать как следует.

Фотографы из Латвии выступили очень успешно – две поощрительные премии, одна третья и две первые. При том что Гран-при решили вообще не присуждать. Одним из лауреатов первой премии стал Гунар Бинде, его классический акт с зеркалом.

Меня это невероятно обрадовало, но, с другой стороны, и огорчило. Радует, что «жемчужина» Бинде просто затмила все остальные работы – это высший класс. Огорчило же то, что ее никто не знал, словно она свалилась с неба. А ей уже сорок лет, она побывала на десятках, если не сотнях выставок. Такая невежественность удручает.

Другую первую премию и одну третью получил наш Виктор Рымарев. А Виктор Демченко – две поощрительные.

Меня поразила дружеская и теплая атмосфера, царящая в Союзе фотохудожников. У них прекрасные апартаменты в центре города.

- Так они ж на нефти сидят! Куда нам с ними тягаться.

- Да я не об этом, не о материальном. А о стремлении к духовному общению. Там они раз в неделю, независимо от погоды, от событий и прочего, собираются: обсуждают, спорят, глаза горят.

Бакинские фотохудожники высоко ставят фотографию Прибалтики, для них это классика. Несколько своих последних альбомов я привез в Баку в качестве личного приза.

А что у нас?


- Прилетев оттуда, я оказался на презентации одного календаря, где окунулся в привычную для нас атмосферу. Собрались фотографы, общественность… Смотришь на них и видишь агрессию по отношению друг к другу. Перекрестия враждебных взглядов. Ладно, пусть я – «выскочка-инородец», но Гунар Бинде, живой классик, он никого не интересует. Его мысли, энергия не перетекают дальше, молодым. Оборвалась связь времен.

Традиции латышской фотографии идут по крайней мере с конца XIX века. Я считаю себя духовным продолжателем дела Буцлера, Ридзиниека, Йохансона, безмерно уважая тщательность этих мастеров, попытки сохранить ускользающее время.

Новое время, принеся политические перемены, разрушило духовный слой личности. Появилась жесткая машина администрирования, бюрократии, породившая толпы кураторов, организаторов, толкователей, которые паразитируют на фотографии, кино, музыке, театре. Им нужно что-то говорить, а сказать нечего. Они напрочь отторгают традиции, преемственность, изобретая велосипеды один за другим. И морочат головы молодым.

Наши фотографы сбились в кучки, коих порядка десяти. Существуют они по принципу хуторов – у каждой своя «идеология», и вот они когтями и клыками терзают пространство фотоискусства, пытаясь урвать кусок. Но личностей-то у них раз, два и обчелся. Личности туда не идут…

Я давно твержу, что в Латвии не могут существовать группировки. Должно быть единое сообщество фотографов, работающих на общей ниве фотоискусства. Тому пример не только Азербайджан, но и Россия. Только в Москве организуется по 30- 40 выставок в месяц.

Там праздник. А в Латвии отсутствует понятие общего праздника. Собрались в кучку и рады: нам хорошо – мы гении. Не надо нам ни Картье-Брессона, ни Гунара Бинде, ни тем более Михайловского. В результате смотришь: сплошная депрессия в их фотографиях, отсутствие идеи, мысли. Отсутствует переход традиций – им не на что опереться.

Традиция – это не значит копирование. Это значит знать и уважать. А наши мастера, достойно прошедшие еще советскую систему, «хуторянам» как кость в горле. Потому что показывают на личном примере, что в любых условиях можно создавать художественные ценности.

Что делать? Требовать или просить чего-то от власти, от системы бессмысленно. Нужно самим объединяться в союз талантливых людей, коими так богата Латвия.

19.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий