Свиридов в Доме Черноголовых

Георгий Свиридов, великий русский композитор, признанный классик XX века, родился 16 декабря 1915 года и умер в сочельник, 6 января 1998 года. Музыкальный вечер, приуроченный к этим двум датам, состоялся на днях в Доме Черноголовых.


Кто из людей старшего и среднего поколения не знает музыки Георгия Свиридова? Под его «Время, вперед!» на экранах наших телевизоров стартовали космические корабли, мчались по Байкало-Амурской магистрали поезда. А музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» узнают даже те, кто в целом прохладно относится к классической музыке.

Концерт, посвященный творчеству Свиридова, органично вписался в цикл под названием «Русская музыкальная классика». Рожденный благодаря энтузиазму музыковеда Маргариты Тунс, этот цикл концертов-бесед проходил под патронажем Дома Москвы на его же сцене с сентября по декабрь прошлого года. Свиридовский вечер стал рождественским подарком, который преподнесли рижской публике посольство Российской Федерации и ООО Rоgas GeoMetrs, покрывшие расходы, связанные с организацией концерта.

Вместительный зал Дома Черноголовых был набит до отказа. Публика собралась отзывчивая и на редкость благодарная. Хотя и несколько рассеянная. Не помню другого такого случая, чтобы за один вечер трижды ход концерта нарушался трелями мобильников.

Георгий Свиридов всю жизнь оставался религиозным, церковным человеком. Стойкий в своих убеждениях, он и в советские годы писал великолепную духовную музыку. Одним из таких произведений в исполнении хорового коллектива «Капелла» под руководством Ксении Новиковой открылся вечер памяти композитора.

Оканчивая музыкальное училище в Ленинграде, Свиридов написал цикл песен на стихи Пушкина. Все шесть песен этого цикла прозвучали в исполнении солиста Московской государственной академической филармонии Валерия Планкина. Валерий Планкин, обладатель красивого и сильного баритона, впервые выступал в Риге.

Зал Дома Черноголовых коварен, он буквально разоблачает исполнителя. Малейшая оплошность, фальшивая нота или жест – и ты пропал… А для камерного исполнителя такой зал – точно Голгофа. Дополнительную трудность доставляло неудачное расположение сцены. Однако Валерий Планкин справился. Кстати, на исполнение произведений Свиридова Валерия Планкина благословил сам автор, который, как говорят, отличался большой разборчивостью и требовательностью. За несколько лет до смерти судьба свела их на одном из концертов, где певец, не спросясь, исполнял романс «Есть одна хорошая песня у соловушки» на стихи Сергея Есенина.

Подойдя к нему после концерта, Свиридов долго молчал (все вокруг, и певец в первую очередь, ожидали грозы) и сказал: «Убедили. Вы открыли мне Есенина. В вашей манере очень много русского. Продолжайте».

Именно эта русскость и подкупает как в творчестве самого Свиридова, так и в пении Валерия Планкина. Мелодичность, протяжность и вдумчивость. Ударение на слове, из которого как бы вытекает музыкальный образ. Умение донести это слово до слушателей.

Легкокрылый Пушкин, гуляка Есенин в музыке Свиридова и в подаче Планкина предстают перед нами как глубокие мыслители и провидцы, какими они в сущности и были. Два романса на стихи Есенина, в том числе и «Соловушка», стали для меня настоящим открытием этого вечера.

Умение тонко чувствовать поэзию и напевы других народов характерно для русских композиторов. Суровая мужественность и любовь к свободе, послышавшиеся мне в романсах «Осень», «Горский парень» и «Робин» на стихи Бернса, – это именно то, чего нам так не хватает сегодня.

Свиридов относился к своей работе как к служению. Разумеется, не режиму, который выпал на его долю, а искусству. Обласканный советской властью, он никогда не был у нее на побегушках. В своем дневнике он цитирует высказывание Бетховена: «Музыка должна высекать искру из сердца». И, поверьте, Свиридову это удалось.

13.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий