В сомнениях

«Час» провел урок с выпускниками рижской средней школы № 22. Темой встречи был вопрос, который мучает каждого из них: кем быть?


Большая часть учеников выпускного класса не знают, что делать после школы


Семнадцать симпатичных, толковых ребят – и пока ни одного, кто точно знает, куда пойти учиться. Каждый решил непременно получить высшее образование. Но как? Где? Почем? Зачем и почему? Четких ответов нет, зато сомнений великое множество…

Пятьдесят на пятьдесят


Половина класса собирается поступать в местные вузы. Дана – в университет, на английскую филологию. Манни хочет податься в искусство.

Ольга:

- Я не представляю, как можно сорваться в Англию… Как искать нужный университет, а потом еще и работу… Да и знаний моих не хватит, чтоб претендовать на зарубежное образование.

Вторая половина ребят намеревается уехать подальше от родных мест. Виола – в Москву. Ксюша в Питер – в расчете на российскую квоту. Настя собирается учиться архитектуре в Шотландии, где образование обещают бесплатное. Несколько человек мечтают об Англии. Дело не в госязыке – с латышским у них полный порядок.

Дарья:

- Я не вижу перспективы в Латвии – ни для личной жизни, ни для общего развития. Мне неинтересно после окончания вуза работать экономистом, которых и без меня уже тысячи. А учиться творческой профессии здесь практически негде. Согласна, для актера латыша театр «Дайлес» – лучший в мире, но для меня… Я настроилась на Британию. В плане перспектив смущает, что мне, русской девочке, придется изучать актерское мастерство на английском, но пусть уж будет так…

Материальная сторона


С тем, что без тысячи-другой латов в год, потраченной на обучение, не обойтись, морально все уже смирились. Где их взять? К студенческим кредитам у ребят отношение никакое: тема эта им мало знакома…

Кое-кто заявил, что рассчитывает решать материальную проблему самостоятельно: есть, мол, уже опыт работы в McDonalds, в Baskin Robins, а значит, обременять родителей не придется. Одна девушка даже заявила, что готова жить отдельно и полностью отвечать за себя: «Я не собираюсь роскошествовать, буду экономить».

Однако более трезвые головы тут же принялись за конкретные подсчеты: «Да тебе только квартира в копеечку влетит… А чем же тогда за учебу платить?»

Придется, видно, мамам с папами настраиваться на дополнительные расходы.

Наиболее убедительной показалась точка зрения Дарьи.

- У нас есть друзья в Англии, – говорит она. – Я приеду к ним и спрошу, могут ли они меня поддержать. Они помогут. Но при этом я в первую очередь рассчитываю на себя. Мне прислали из Лондона газету «Гид по университетам Англии», и я ее внимательно изучаю. В Латвии практически невозможно совмещать учебу с работой. После двенадцатого класса со знанием иностранных языков, с нормальными внешними данными на Западе можно найти приличную работу. Там система образования лояльна к студентам, совмещающим учебу и труд. Буду поступать на зимний семестр в феврале будущего года. А летом и осенью поработаю в Лондоне, накоплю денег, за это время привыкну к стране.

Частные вузы – или…


- А какие вузы Латвии, на ваш взгляд, заслуживают большего внимания – частные или государственные? – спросил «Час».

- Частные! – прозвучало в ответ. – Работодатели ищут людей с опытом, а где его взять будущему специалисту, если университет не уделяет внимание практике? Друзья-студенты рассказывают, что частные вузы более внимательны к этому вопросу.

- Насколько вы доверяете фирмам, приглашающим учиться на Запад?

Оказалось, что за рубеж многие предпочитают отправляться без посредников. Потому что их информация не всегда достоверна.

- Бывали случаи, что люди попадали в заколдованный круг: работы нет – денег нет – надежды нет… Приходится возвращаться домой несолоно хлебавши. Здесь нам могут расхваливать вуз, а англичане заявляют, что у него очень низкий рейтинг. Как и где потом трудоустроиться?

Настя рассказала:

- Этим летом мы с подругой лично убедились в том, что найти работу в Англии и Ирландии не так просто, как нам здесь говорят. Потратили три недели, обошли со своими CV более пятидесяти кафе и ресторанов. И ни-че-го…

- Вывод?

- Доверяй, но проверяй. Задавай побольше вопросов знакомым иностранцам, друзьям, учителям, родителям.

А еще ребята отметили, что им очень тяжело ориентироваться в море информации, не всегда качественной. Им хотелось бы больше знать, например, о возможностях дальнейшего трудоустройства, а вузы в своих буклетах и на сайтах ограничиваются лишь названиями программ.

Совсем по-другому могли бы, по их мнению, устраиваться традиционные образовательные выставки – обычно эти мероприятия страдают отсутствием системы. Мешки с рекламными проспектами – просто груда разрозненных сведений.

Жил-был художник один


Одна из девушек с огорчением призналась:

- Ина Друвиете недавно заявила, что в поисках будущей специальности нам, молодым, не следует руководствоваться только романтическими представлениями – надо прагматично подумать, сможешь ли ты после вуза реально зарабатывать. Госпожа министр призвала нас идти в инженеры, которые особенно нужны стране. И порекомендовала обратиться за информацией в центры профориентации. Что я и сделала. Встретили меня с вниманием. Я в течение пяти часов изучала справочники, каталоги, отвечала на вопросы тестов… И окончательно убедилась в том, что инженером не стану. Тесты подтвердили мою стопроцентную (!) склонность к театральному и изобразительному искусству. Что же мне теперь делать? Прислушаться к себе или к министру? Родственники, обещающие спонсировать мое образование, солидарны не со мной, а с Иной Друвиете. А я так хочу рисовать, что готова остаться нищим художником…

17.01.2006 , 10:05

chas-daily.com


Темы: ,
Написать комментарий