По законам стаи

Сила сплоченного коллектива может стать разрушительной для конкретного человека

То, что на работе могут создать обстановку, когда увольнение по собственному желанию покажется счастьем и избавлением от мук, вероятно, известно многим. У этого явления есть даже название — моббинг.



В некоторых европейских странах — Франции, Германии, Швеции — приняты законы против морального преследования на рабочем месте. Дело в том, что моббинг наносит ущерб не только своим жертвам. Прагматичные предприниматели подсчитали, сколько теряет фирма в процессе травли, оплачивая больничные листы, не получая полной отдачи от жертвы и организаторов расправы. И ужаснулись! Теперь в Европе и США стали открываться специальные консультационные центры.
Сколько людей подвергается моббингу, неизвестно. Но когда в одной российской фирме провели анонимный опрос, 80% сотрудников признались, что испытали на себе разрушительную силу сплоченного коллектива.

Как правило, травлю возглавляет один из сотрудников. Чтобы сломать его игру и удержаться на работе, надо учитывать особенности его личности.

Не забуду
мать родную



Мать родная — наиболее распространенный тип моббера. Это обычно женщина. Она стремится создать впечатление доброй, заботливой, сострадающей. “Я всегда за всех заступаюсь перед начальством, меня уже наш генеральный боится”, — говорит она с напускным смущением. “Мать родная” действительно часто бывает у него в кабинете, но никто не знает, какие разговоры происходят там, за плотно закрытой дверью. Поскольку профессиональные качества этой дамы оставляют желать лучшего, она стремится стать “серым кардиналом” в области кадровой политики. Страх быть уволенной заставляет ее держать руку на пульсе. Сама она обычно непотопляема. После сокращений и реорганизаций остается на своем месте. Возможно, руководству действительно выгодно иметь человека, который знает все про всех в коллективе, и когда надо — использовать его для устранения неудобных сотрудников.

Методы. Самые любимые жанры “матери родной” — сплетни, организация невыносимой атмосферы насмешек, а то и просто издевательств вокруг неугодного. Обожает тайно объявлять, что преследуемый “не в себе, ненормальный”, в каждом его поступке ищет странности. Всех женщин, преуспевших в профессии, подозревает в том, что карьера сделана через постель. В мужчинах ищет тайные пороки. Круги под глазами? Значит, пьет и умело это скрывает.

Как справиться? Можно сыграть на собственном страхе “родной матери” перед увольнением и на ее неуверенности в себе. Если жертва попросит ее как-нибудь остаться после работы, “чтобы посоветоваться”, “мать родная” вряд ли рискнет своей репутацией все понимающей и всем сочувствующей и скорее всего согласится. А в ответ на горестные признания, вроде “мне кажется, в последнее время черная кошка пробежала между нами…”, “у меня такое чувство, что у вас изменилось ко мне отношение”, “коллектив вроде бы стал отвергать меня. Посоветуйте, как мне вновь наладить контакт?” — желание быть всем “матерью родной”, возможно, перевесит стремление к разрушению.

Кондуит
без Швамбрании



Ленивый завистник с возмущением наблюдает, как молодые, едва пришедшие в фирму люди быстро делают карьеру, а он остается на той же должности, что и много лет назад. Но идти с ними в ногу у него нет ни соответствующих знаний, ни желания прилагать усилия. Вместо того чтобы признать свои недостатки, он начинает чинить препятствия тем, кто способен продвигаться по служебной лестнице. “Ленивый завистник” готов на обман, мошенничество, лесть.

Методы. Вредит исподтишка. Любимый прием — скрыть важную информацию. Например, что после работы состоится важное совещание. Человек уходит домой, а “ленивый завистник” представляет это как пренебрежение, нежелание считаться с интересами коллектива. Или не передает письмо, пришедшее с курьером.

Как справиться? Самое уязвимое место моббера — его лень и страх ответственности. Подходящим орудием может стать тетрадь в яркой обложке на самом видном месте на столе. Каждый раз, когда происходят неприятные чудеса, их надо фиксировать. Например: “16 октября С. забыл сказать о сроке выполнения задания, 17-го — не передал о звонке снабженца. 18-го — из моего почтового ящика пропало письмо клиента”. Поскольку “ленивый завистник” часто “инспектирует” стол своей жертвы, он наверняка заинтересуется записями. И узнав, что все “злодеяния” тщательно отмечаются, может, во-первых, испугаться (ведь вредит он в конечном итоге родной фирме), а во-вторых, поймет, что связался не с робкой овечкой.

Удав-одиночка



Профессионал. Он действительно компетентен в своей области и презирает всех, кто не так хорошо разбирается, как он. Каждого сотрудника моббер проверяет на “пригодность”. И если на ком-то он поставил клеймо “тупица”, человеку будет очень несладко.

Методы. Выискивание в работе жертвы ошибок. Раздувание из мухи слона. Нежелание помогать тем, кто не так хорошо владеет профессией. Подавление всякой инициативы. В ход идут и жалобы начальству, и демонстративный разбор полетов на совещании, и громкие возмущения среди коллектива. Моббер может стоять за спиной жертвы и критиковать все, что она делает. Человек начинает допускать все больше ошибок, а “профессионал” все активнее выплескивает свой гнев.

Как справиться? Наиболее слабое место “профессионала” — неумение ладить с людьми. Наверняка не один человек в фирме испытал его прессинг. Следует искать союзников. Вместе вы можете дать отпор мобберу, например, заступаясь за коллегу, на которого в данный момент обрушивается его гнев. Конечно, надо повышать свое профессиональное мастерство, но при этом никто не имеет права унижать кого бы то ни было за промахи и ошибки. Самое главное — исключить или свести к минимуму профессиональные просчеты. Никакая травля не способна выбить почву из-под ног хорошего специалиста.

Пешки и король



l Гроссмейстер. Это профессиональный интриган. Интеллектуально высоко развит, холоден, совершенно не способен на сочувствие. Чувство вины и раскаяние ему неведомы. Он получает удовольствие, натравливая людей друг на друга, сам же предпочитает оставаться в роли наблюдателя.

Методы. В зависимости от ситуации использует любую из вышеперечисленных тактик. Но предпочитает все делать чужими руками, умело манипулируя людьми. Его трудно вычислить. Но тут, как правило, помогает интуиция. Особенно женщины хорошо чувствуют, откуда исходит опасность, кто строит козни.

Как справиться? В борьбе с “гроссмейстером” ведение дневника просто необходимо. Но не для того, чтобы, как в случае с “ленивым завистником”, напугать. А чтобы выявить, чьи это происки, и использовать информацию против организатора. Когда фактов против моббера наберется достаточно, нужно пойти с ними к начальству. Ведь подковерная борьба вредит работе. Если же шеф встанет на сторону моббера, может быть, в самом деле лучше оставить место, где интересы дела занимают второе место после интриг?


Нина ЖАНИНА, психолог
Журнал Здоровье

20.01.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий