Газета: чем ужасен бюджет-2016

Проект бюджета Латвии на 2016 год предполагает выделение дополнительных 93,3 миллиона евро на оборону и 37,9 миллиона евро на систему внутренних дел. Это значит, что на все остальное расходы снизятся или только фактически, или и фактически, и номинально, пишет в NRA Арнис Клунис (перевод Freecity.lv).

Самый наглядный пример совпадения фактических и номинальных расходов — снижение фонда учительских зарплат с 353,7 миллионов в этом году до 342,6 миллионов в будущем, если этот проект бюджета утвердят.

Таким образом, педагоги потеряют 11,1 миллиона евро, а на самом деле — еще вдвое или втрое больше, потому что за счет учительских зарплат придется покрывать большие издержки на обеспечение работой учителей. Под этим следует понимать не все расходы, а только те, которые связаны с профессиональной деятельностью педагога. 

Зная доминирование женщин в этой отрасли, можно конкретно говорить про цены на колготки, губную помаду и услуги парикмахерской, рост которых не остановится вместе с показателем инфляции. Как известно, в этом падение цен на горючее уравновешивается приростом стоимости почти всех остальных товаров и услуг. Независимо от пола учителей на них повлияет рост расходов на жилье, которое власти в будущем году облагают новым налогом, на дорогу на работу, потому что растет акциз на горючее и т.д. 

Прирост номинальных расходов на 16,9 миллионов евро и снижение фактических, как минимум, на несколько десятков миллионов евро демонстрирует медицина. В этом году на нее было отведено 711,6 миллиона евро, которых на обещанную государством оплату медицинских услуг реально хватило только до осени. На будущий год уже после Лиго всем, кто не хочет лечиться только и исключительно за свой счет, придется подсуетиться. Это именно потому, что фактические расходы на медицину сравнительно велики для масштаба Латвии и ее бюджета. За эти деньги надо оплачивать содержание сотен зданий, расходы на прожиточный минимум для тысяч людей (к женщинам и мужчинам в медицине относится уже сказанное выше про педагогов) и еще огромный спектр расходов, в котором неизбежно найдутся позиции с очень большим потенциалом подорожания. 

Все больше возрастает тяжесть долгового бремени у крупных больниц, которое очень трудно нести, то есть выплачивать задолженности одновременно с лечением людей. С точки зрения нормирования расходов госбюджета оптимально было бы прервать в больницах любую деятельность, кроме бухгалтерской, при помощи которой на 5-10 лет по 1-2-3 миллиона в месяц кредиторам будут выплачены гарантированные государством кредиты. Такого явного ограничения деятельности больниц, скорее всего, не случится, но отказ от медицинских процедур и пациентов идет и продолжится. 

К этим объективным процессам примешиваются и субъективные. Публично подтвержденная неспособность министра здравоохранения Гунтиса Белевича отличить свой карман (банковский счет) от кармана своего сына Артура вызвала большие сомнения, что он сможет отличить и государственные средства от денег принадлежащей Артуру оптовой и розничной торговли медикаментами. 

Дополнительными выплатами полицейским правительство хочет добиться, чтобы хотя бы у них не было сомнений ни в чем. 

Бюджет на 2016 год продолжает направлять страну вниз. Латвийская экономика чахнет в соответствии с уменьшением числа жителей и инвестиций, из-за которого работоспособные жители покидают страну и в Латвию не вкладывают деньги. 

Единственное исключение — это средства фондов Евросоюза, которые обещаны до 2020 году. Госучреждения живут с уверенностью, что уговорят ЕС дать деньги и потом. Демонстративное увеличение расходов на армию и полицию может быть использовано как аргумент, почему Евросоюз должен финансировать Латвию, которая охраняет внешнюю границу и внутренний порядок ЕС.


Написать комментарий