Белые девушки в черной Африке

Студентки Латвийского университета на три месяца стали миссионерками

Девушки из Латвии летели на далекий континент с культурно-просветительской миссией, но и сами испытали культурный шок. Разрушились многие стереотипы — в Африку надо ехать не только учить, но и самим учиться. Например, по-другому смотреть на блага цивилизации. Тем более что их миссионерские маршруты пролегали вдали от туристических.



Интернет не только
окно, но и дверь в мир



Лига Крастиня училась на 2-м курсе магистратуры Латвийского университета, когда в Интернете прочитала объявление о том, что международная организация GLEN (Global Education Network of Young Europeans) набирает добровольцев для участия в культурно-просветительских проектах в Африке, Азии и Латинской Америке.

— Я прочитала, что в тот год (2004) молодым людям из Латвии предложили две темы проектов, — вспоминает Лига, — “СПИД в Африке” и “Малообеспеченные дети в Индии”. Для участия надо было свободно владеть английским языком. Я послала свою заявку, и вскоре мне предложили работу в тандеме. Из стран — новых членов ЕС приглашается доброволец, и к нему куратором приставляется немец, вместе надо подготовить проект. Тут и пригодилось мое знание немецкого языка, хотя это не было определяющим.

Так в августе 2004 года я полетела в Аккру, столицу Ганы. Страха не было, но, честно говоря, Африка представлялась какой-то черной дырой, как в космосе. Только теперь стереотипы разрушились. Гана — достаточно цивилизованное государство с развитой инфраструктурой. И в Аккре я встретила очень умных, образованных людей. Дорогу, проживание и небольшие карманные расходы миссионерам оплачивает GLEN, так что заработать на этой поездке было нельзя, но узнать Африку изнутри — большая удача. Тем более что мы жили не в столице, а в районном центре. По-русски его название звучит, как Акачи. В Гане государственный язык — английский, так что трудностей с общением не было, но для поездок в отдаленные поселки мы брали переводчика.

Где родина СПИДа?



— Выступали мы перед школьниками, сельской молодежью, — продолжает Лига Крастиня, — иногда собиралось все население поселка вместе с детьми. Мы не читали традиционную лекцию, а предлагали познавательные игры. В день у нас выходило по две лекции, и в конце каждой мы отвечали на вопросы. Разумеется, самым трудным было ответить, откуда взялся СПИД. Дважды у нас спрашивали: не в военных ли лабораториях белые придумали? Но в целом мы ни разу не натолкнулись на враждебное неприятие.

Больше всего я общалась с народностью эве, они живут недалеко от океана. Гостеприимные, дружелюбные: друг друга женщины называют исключительно сестрами, и меня вскоре стали так называть. Многие женщины носят европейскую одежду, причем сшитую местными портнихами (или портными), но встречались и традиционные африканские длинные рубахи с орнаментом.

Каждый пятый день в Гане устраивают большие ярмарки. Тогда у нас лекции отменялись, и мы с моим куратором шли на какой-нибудь базар. Европейскую еду найти было сложно, но зато там большой выбор морепродуктов. Я в первую же неделю в Африке забыла обо всех предосторожностях и ела практически все. Только запеченная кошка мне не досталась — а именно ее подавали на одном из банкетов в ресторане в Аккре.


Молодые люди на нас, белых, внимание обращали, но ухаживали ненавязчиво. О Латвии кто-то из них слышал, так как многие увлечены футболом. Зато остальные представляли, что наше маленькое прибалтийское государство расположено где-то в Сибири. Больше всего молодых африканцев интересовало, как им перебраться в Европу и могу ли я в этом плане чем-нибудь помочь.

Бизнес-класс
для бушменов



В прошлом году Илзе Салениеце выиграла конкурс в той же организации GLEN и отправилась в Намибию претворять в жизнь образовательный проект “Бушменские племена”. Ей также дали в напарники немецкого куратора. Главной целью миссионеров было “растормошить” намибийскую молодежь, сделать ее социально активной.

— Страна произвела на меня двоякое впечатление, — рассказывает Илзе. — С одной стороны — фешенебельные банки, офисы, коттеджи, всюду компьютеры и… молодые люди в провинции, ни разу не посещавшие школу. Так как образование платное начиная с первого класса, и ведется оно на английском языке. Вот этих малограмотных бушменов мы и обучали маркетингу, работе на компьютере, составлению бизнес-планов. Это было необходимо, потому что под хорошо составленные и обоснованные проекты они могли получить деньги от правительства и из различных фондов. Так, например, две девушки из села после нашей консультации написали бизнес-проект “Частный детский сад” и разработали свою рекламную кампанию.

Молодые бушмены в провинциях Намибии малоактивны, потому что не видят в своем будущем никаких перспектив. Там, где мы бывали, многие жили буквально в домах из картонных коробок, но при этом у них были телевизоры, и когда показывали футбол — поселок вымирал. Успехом пользовались и “мыльные оперы”.

Мы жили в городке Оуфио и выезжали с лекциями, проводили занятия в селениях. Причем вечером нам не рекомендовали где-либо гулять, надо было опасаться как зверей, так и людей. А темнело в Намибии рано, около 6 часов, потому что в июне за экватором — зима. Однажды я все же сильно испугалась, наткнувшись на спящую кобру. И открытые шлепанцы никогда не надевала — боялась скорпионов.

Бушмены мне понравились. Первое, что меня поразило, — их язык. Это какое-то щелканье и клокотание. Во-вторых, они вовсе не ленивый народ. Встают около пяти часов утра, обязательно убирают жилище, и у них очень много ручного труда: стирка, замешивание теста, огородные работы. При этом в национальном характере бушменов — полное отсутствие карьеризма. Если двух сестер берут горничными в отель и одну через некоторое время назначают старшей горничной — она откажется. Деланье карьеры через голову друг друга для них неприемлемо. С другой стороны, бушмены совершенно не умеют ценить плоды цивилизации. Две одинаковые машины покупают белый и черный: первый бережет и ухаживает за своим авто, второй разбивает вдрызг.

Сильное впечатление от Намибии — это национальная кухня. Ничего более вкусного, чем мясо зебры, я не ела, и, пожалуй, именно его мне не будет хватать в Латвии. И, разумеется, искренней доброжелательности африканцев.

Как стать
участником проекта?


Отделение организации GLEN в Латвии появилось недавно. Организовала эту культурно-просветительскую сеть Германия, и ежегодно до февраля немцы определяют победителей среди соискателей стипендий для проекта.


Всю информацию о GLEN можно найти на сайте www.glen.lv

15.02.2006 , 10:06

Телеграф


Написать комментарий