А нынче даже карпа везут из Литвы. «История успеха» Латвии на примере одной отрасли 10

На латвийских прилавках не так просто найти местную свежую рыбу — даже карп все чаще попадается литовский. Между тем на развитие так называемой аквакультуры — разведение рыбы в прудовых хозяйствах — ЕС выделяет Латвии десятки миллионов евро! Где же отдача? В какой мутной воде растворились все эти миллионы?

По словам представителя Латвийской ассоциации рыбных производителей Марциса Зиньгиса, в год в прудовых хозяйствах страны выращивают около 500 тонн рыбы. 90% — карп, остальное — карась, линь, щука. В среднем на каждого жителя приходится около 400 граммов прудовой рыбы в год. Негусто. Даже если учитывать, что карп у латвийцев присутствует только на новогоднем столе. Дефицит заполняют энергичные литовцы, у которых карпа выращивают в четыре раза больше — 2 тысячи тонн. Везти им дальше, чем нашим, при этом их цена на прилавках бывает ниже нашей. Удивительно и то, что в советское время все обстояло наоборот: сюда ездили из Литвы за местной рыбой, в том числе за карпом.

— У нас и сейчас потенциал выше, чем у соседей, — продолжает г–н Зиньгис. — Больше площади прудов, больше возможностей вырастить карпа. Но пруды требуют модернизации, инвестиций. В Литве к делу подходят серьезнее — плотность выращивания рыбы значительно выше, чем у нас…

Не случайно соседи обеспечивают карпом не только себя, но и ближнее зарубежье — Польшу, Латвию. В крупных торговых сетях не называют соотношения на их прилавках местного карпа и литовского, но признают, что привозного больше. Особенно в одной из известных сетей. А что вы хотите, если наши не могут предложить бесперебойные поставки.

Что имеем — не храним

рыба

Почему же соседи смогли и в этом деле опередить нас? Возможно, не уничтожали прудовые хозяйства, которые оставались с советских времен? Или отстроили новые?
По словам эксперта, строить новые пруды — дело очень дорогое. Легче модернизировать то, что есть. Литовцы этим и занялись. Наши же пруды, доставшиеся с советских времен, выглядят по–разному. Многие заросли. Впрочем, есть и успешно развивающиеся.

— Самый крупный AO Nagli — более 1 000 гектаров, отлично работает. Точно так же, как и рыбохозяйство в Скрунде — свыше 600 гектаров. Хотя есть пруды, которые нужно восстанавливать, — продолжает собеседник. — Развитие отрасли идет волнообразно. В 2007–2008 годах объемы были выше — около 700 тонн карпа в год, затем наступил спад.

Сейчас ситуация выправляется и будет идти по нарастающей. Инвестиции принесут отдачу. Если будем серьезно заниматься, то опередим литовцев…

А пока многим местным хозяйствам сложно решить даже такую задачу, как транспортировка рыбы в торговую сеть. Понятно, что сообща это было бы легче, чем каждому рыбохозяйству в отдельности. Так почему не создать кооператив, который бы этим занимался? Но нет — каждый тащит одеяло на себя. Как, впрочем, во многих других сферах сельского хозяйства. Поэтому пока, как поясняют мне, выгоднее для хозяйства, если рыбу увозят непосредственно от него. Но будет ли этим заниматься крупная торговая сеть?

Кстати, у сетей свои проблемы — с содержанием живой рыбы. Например, по нормам ее нельзя держать в бассейнах более пяти суток: негуманно…

Ни денег, ни карпа

Впрочем, потребителю все равно, откуда рыба — из Латвии или Литвы. Он первым делом смотрит на цену и качество. А небезразлично ему то, что под аквакультуру ЕС выделил Латвии огромные суммы.

— С 2007 по 2013 год — 24 миллиона евро, с 2014 по 2020–й — еще больше: 28 миллионов евро, — рассказывает «ВЕСТЯМ» руководитель Ассоциации рыбопромысловых хозяйств Латвии Инарий Войтс. — Я неоднократно спрашивал у служб, распределяющих деньги (например, у службы поддержки села), где отдача. Так и не услышал ответа. Сплошные отговорки. Мол, нужно время. Но прошел уже не один год. А карп через три года достигает товарного веса — килограммового, через четыре — двух кг. Можно смело везти на рынок.

Лет пять назад бывший председатель некогда большого колхоза из–под Огре рассказывал мне, как «пилят» в их округе европейские деньги, предназначенные на аквакультуру: «Каждый второй подвозит к дому технику и выкапывает рядом пруд. Но он не для выращивания карпа, а совсем для другого. Отдыха, баньки, любительской рыбалки…»
Дело в том, что выращивать рыбу в промышленных объемах можно только в больших прудах — площадью в десятки и сотни гектаров. Маленькие же отдачи не дают. Это чистое закапывание европейских денег в песок. Максимум, что можно организовать на таких прудах, — любительскую рыбалку. Но это уже другая сфера…

Пилите, Шура, пилите!

рыба 3

Вы спросите: неужели чиновникам ЕС безразлична судьба выделенных денег? Неужели их нельзя было бы использовать рациональнее? Например, для модернизации тралового флота, который давно переживает не лучшие времена. Деньги все равно дают как бы под рыбную отрасль.

— В том–то вся штука, что Европа не поддерживает восстановление рыболовецких судов или покупку новых, а на аквакультуру готовы давать, — поясняет г–н Войтс.

Логика проста. Зачем большим соседям по ЕС — датчанам, полякам, немцам — конкуренты? Лучше пусть и дальше влачат жалкое существование, а их воды пусть бороздят чужие суда… Сами же латвийцы пусть прудовой рыбой занимаются (хорошо, что не аквариумной). Однако и с этим у нас не получается…

Заколдованные сети

Но латвийские водоемы не одними прудами богаты. У нас же немереное количество озер и рек. Вот чем можно действительно гордиться! А где рыба из этих водоемов?

Если в Риге ее еще можно увидеть (щуку, окуня, судака, леща, плотву), то о провинции этого не скажешь.

— Причина банальна, — рассказывает директор рыбопитомника Tome Иварc Путвикис. — В стране практически не осталось рыболовов, занимающихся во внутренних водах промышленным ловом…

И это при том, что самоуправления ежегодно выдают массу лицензий на установку на реках и озерах сетей?!

— Я спрашиваю у чиновников: где рыба, куда исчезает? Она же должна быть, раз устанавливают сети. Но ответа так и не получаю, — добавляет Инарийс Войтс.

Контролёры, ау!

Вот так! Рыболовы, ловящие удочками, стонут от того, что все перегорожено сетями, что давно пора прекратить беспредел и выдавать лицензии, а местные самоуправления объясняют, что это традиционный промысел многих местных жителей, возможность выжить для них. Допустим. Но где рыба, кунги? И где контроль? Как прошерстить маленький магазинчик в городе, мастерскую или парикмахерскую — так проверяющих пруд пруди: от языковой инспекции до налоговиков и Продовольственно–ветеринарной службы.

Цепляются ко всему. А ведь хозяевам этих магазинчиков, мастерских или парикмахерских премии нужно давать: сами себя обеспечивают и дают работу другим.

А как проверить, куда исчезает рыба из сетей и почему ее не видно на прилавках (а озера и реки, принадлежащие, кстати, всем, продолжают расхищать), — тут контролеров не дождешься. Тем более не узнаешь, где десятки миллионов, якобы вложенных в аквакультуру. Это же такая «мелочь» по сравнению с отсутствием языковой «аплиецибы»! Тут — покушение на государственные устои, а там — продолжение «истории успеха». На бумаге, конечно…

22.03.2016 , 10:40

Илья ДИМЕНШТЕЙН , www.ves.lv


Написать комментарий

а какая рыбалка в Литве, просто загляденье! всё культурно, обустроено, можно наловить много всякой рыбы и за символическую плату! мне думается, что правительство Литвы не обеспокоено языковыми проблемами и делением по национальности, оно думает прежде всего о процветании страны и с жителей!

Литовцы всегда были инициативней латышей, не буду дальше углубляться-вот и результат.

Литовцы всегда были инициативней латышей, не буду дальше углубляться-вот и результат. эксперт-политолог

ЗАТО КАК МЫ РАЗРУШИЛИ ВСЕ ! ОДНУ ИЗ САМЫХ РАЗВИТЫХ И ПРОДВИНУТЫХ ГОСУДАРСТВ ДОВЕЛИ ДО УРОВНЯ БАНАНОВОЙ СТРАНЫ ( ВМЕСТО БАНАНОВ У НАС ДРЕВЕСИНА ) В РИГЕ , В ЛИЕПАЕ , В ВЕНСПИЛСЕ , В РОЕ БЫЛИ ПРОПИСАНЫ СОТНИ И ТЫСЯЧИ ТРАУЛЕРОВ , ПЛАВБАЗ , СУХОГРУЗОВ , БАНАНОВОЗОВ , НЕФТЕНАЛИВНЫХ КОРАБЛЕЙ . БУКСИРОВ И ВСПОСОГАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ !

Рыбак ты неправ, И что тебе язык мешает ну так возьми и откуси его.

А город лв опять в дерьме! У нас полно своего карпа просто есть моменты когда он растёт и недоступен! И тот может быть не литовский а польский карп Желаю город лв сотруднику поехать в Нагли и ознакомится с огромными площядями прудов! Там можно порыбачить и заплатив за улов забрать карпа сколько угодно! Да и полно в Риге нашей рыбы в Даугавпилс много чего не поставляется - нет таково спроса на екслюзивную рыбу все питаются селедкой! Нагли

если карп стоит как лосось, то пошёл он нафиг, вместе с тем кто его вырастил.

Видимо ты дальше своего даугавпилса по ЛР и небыл у нас полно хороших мест для рыбалки. Латгалия вся в озёрах. А языковых проблем в Литве нет поскольку все знают литовский а наши отсталые неучи всё только умеют ныть а госязык незнают и потому и деньги на проект получить немогут. рыбак

а всю рыбу выцедили из них новохозяева! и табличек ещё наставили - частная собственность!, удочку закинуть некуда, одни сетки везде!

Ну тогда знания по Латгалии у тебя нулевые и как рыбак ты наверно тоже тотальный ноль! Рядом даугава под носом и рыбы там полно а если хочется увидить толпы рыбаков скатай на мост у речки Берёзовка.

а что это за рыбалка, - в толпе!группенанонизм?
да и клюёт на твоей берёзовке раз в год!

У плохова танцора и яица пасхальные мешают

купи себе букварь и петуха.:)

Рыбы в даугавпилских озёрах нет, проехали через демене, озёра мертвые, рыбаков не видно, разве новенькие незнайки, даже в хорошую погоду не клюёт,жалуются местные деревенские

Совсем не обязательно заниматься прудовым хозяйством. Форель, к примеру, успешно выращивают в садках(в озерах). Кормят рыбу специальным кормом, питаясь которым она быстро растёт. Другое дело, а будет ли спрос на рыбку и окупятся ли затраты? Раз этим никто не занимается,- значит не выгодно!

Написать комментарий