Дело в суде: Парня из Даугавпилса до слепоты избил местный полицейский 13

Парня из Даугавпилса еще в 95-м избил местный полицейский. Избил до слепоты. 22 года слепой судился. Из них 10 лет — в Европейском суде. Месяц назад Страсбург обязал Латвию оплатить 9 200 евро пострадавшему Андрею Кирину. Как нашему человеку добиться справедливости в Европе — об этом подробно рассказала press.lv латвийский присяжный адвокат Елена Квятковская. 

Это дело - «Кирин против Латвии» - последняя по времени победа в Европе адвоката Елены Квятковской, но далеко не единственная. На ее счету свыше двух десятков дел, из которых больше половины  оказались успешными.  

Первый опыт, вспоминает Елена, - было громкое дело 1990-х, связанное с красноярским олигархом «Быков против России». В нем она участвовала в международной команде еще начинающим специалистом.

По мере сближения с Европой все чаще в Европейский суд стали обращаться рядовые жители Латвии. И все-таки присуждение компенсации в пользу заявителя событие для нашей страны редкое. 

- К сожалению, рассмотрение дела в Европейском суде занимает очень много времени, - отмечает Елена Квятковская одно из самых больших неудобств процедуры. 

- Суд хоть и постоянно работает над оптимизацией огромного объема поступающих к нему жалоб, но все равно остается перегруженным. 47 стран входят в Совет Европы, в каждой множество нарушений, поэтому процессы длятся годами и даже десятилетиями. 

-Сроки рассмотрения жалоб ограничены по времени? 

- Нет, и рассчитать их невозможно. Одни дела рассматривают 2-3 года, дело Кирина, например, ждало своей очереди 10 лет. А до этого нужно пройти все возможные эффективные способы решения проблемы на национальном уровне. Что тоже не быстро. 

Дело Кирина, как раз, было связано с длительными сроками рассмотрения в наших судах. Ведь события, о которых идет речь, случились 22 года назад, и все это время их изучали суды разных инстанций. 

- Что для вас оказалось самым сложным в нем? 

- Это дело тяжелое в эмоциональном плане. Молодой парень, у которого и так имелись проблемы со зрением, был задержан сотрудником полиции. Который его избил — удары наносил преимущественно по лицу и по глазам, после чего Кирин полностью ослеп.

Задержание, как выяснилось после, было совершенно необоснованным, а сотрудник полиции пропал. Его осудили заочно на три года лишения свободы. 

За это время многое поменялось в стране, Андрей Кирин не опустил руки — он смог устроить свою жизнь, но продолжал добиваться справедливой компенсации. 

Вначале очень долго судился как потерпевший в уголовном деле, рассмотрения в первой инстанции постоянно откладывались. Проводилось множество судебно-медицинских экспертиз, в результате которых врачи не выявили связи между побоями в участке и наступившей вслед за этим слепотой. 

После этого ему предложили обратиться за компенсацией по линии гражданского процесса. Это заняло меньше времени, но латвийские суды полностью отказали ему в праве на компенсацию. Посчитали, что ущерба он никакого не понес. И только в 2007-м году он обратился в Страсбург. Я подключилась к делу уже на этой стадии. 

- Что, по-вашему, стало решающим в успехе Кирина? 

- Его личная активность — упорством и целеустремленностью Андрея можно только восхищаться. Как показывает мой опыт, мотивация пострадавшего играет в процессе иной раз даже решающую роль.

- Что двигало Кириным?

- У человека отняли зрение, и он хотел получить за это материальную компенсацию. У нас очень многие люди назначение Европейского суда понимают неправильно и потому проигрывают: обращаются туда за Высшей справедливостью. Но он оценивает только нарушение статей Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Сейчас для сокращения сроков рассмотрения дел введен, по сути, автоматический отбор жалоб: судья рассматривает их единолично и откидывает без объяснения причин. Поэтому обращаться в Страсбург есть смысл тому, кто находится в абсолютно безвыходном положении.

Допустим, осужденному на длительный срок. Обо всем этом, кстати, очень подробно и доходчиво (в том числе на русском и латышском языках) рассказывается на сайте Европейского суда. Ознакомившись с этой информацией, каждый может сам вполне здраво оценить свои шансы на успех.

- В чем Европейский суд поддержал Кирина?

- Во-первых, он признал неадекватно долгими сроки всех процессов, что является нарушением 6-й статьи конвенции. Во-вторых, государство не компенсировало моральный ущерб, который нанесли Кирину пытки.

Именно так там трактуется избиение работником полиции. Согласно 13-й статье государство должно дать пострадавшему возможность получить за это адекватную компенсацию. На тот момент в Латвии такого механизма не было, и суд удовлетворил заявление Кирина по всем пунктам.

- 9 тысяч евро за 22 года судебных тяжб...

- Это еще одно большое заблуждение наших людей: заявление миллионных компенсаций. Но

Европейский суд не присуждает больших сумм, а чаще всего адекватной компенсацией он считает само признание нарушения прав. Поэтому обращаться в Страсбург ради денег смысла определенно нет.

Другое дело, что выиграв там, наши законы в некоторых случаях предусматривают возобновление процесса внутри Латвии. Или обращение в гражданском порядке за возмещением ущерба.

- Может ли Латвия игнорировать решение суда?

-Нет, не может. Существует комитет министров при Совете Европы, который следит за исполнением этих решений, и государство должно отчитываться об этом.

Но как было с делом «Цесниекс против Латвии», в котором я тоже представляла интересы клиента. Там мы добились даже большей компенсации, 11 тысяч евро, Европейский суд признал, что мой подопечный был незаконно осужден и пробыл в заключении 9,5 лет. 

По нашему закону это давало возможность вновь открыть его дело в Латвии. Открыли, рассмотрели и каким-то «чудесным» образом Цесниекса осудили повторно, несмотря на решение страсбургского суда. Теперь мы думаем, как донести эту информацию до Европейского суда.

Не менее известное дело «Балтиньш против Латвии». Европейский суд признал его осуждение незаконным, но в результате повторного процесса Латвия осудила Балтиньша снова. Срок дали не больший, но и не меньший. Система не хочет признавать своих ошибок и защищается всеми возможными способами.

- А как же этот комитет в Европе, который надзирает за исполнением решений?

- Есть же масса юридических нюансов! Например,

обвинительный приговор Цесниексу был основан на его признании, которые из него выбили. Даже Латвия признала, что его пытали.

И на этом же признании было построено его обвинение, за которым последовало осуждение.

Европейский суд, естественно, признал грубейшим нарушением конвенции признание, полученное под пытками и его использование в суде. Латвийский суд формально убрал признание как незаконное доказательство, объяснив, что и других достаточно.  Так дело было переведено в сферу оценивания: достаточно доказательств или недостаточно. А этим Европейский суд не занимается. 

 

IMG_7828

- Получается, человек незаконно провел за решеткой 9.5 лет, но виноватых в этом нет.

- Понятно почему - иначе это ж какой был бы удар по нашей системе: выплата компенсаций, формальное признание ошибок...Мы, конечно, снова обратимся в Страсбург, но, учитывая, что первого решения Европейского суда Цесниекс ждал свыше 10 лет, вся жизнь человека может пройти в ожидании.

- Нужен ли вообще такой суд — чистая иллюзия, получается?

- Нет, хорошо, что он есть в принципе. Потому что есть дела, в которых у людей нет совершенно никакой другой возможности себя защитить или добиться справедливости. Хоть и через 10 лет. Например, признание того, что человек незаконно осужден, дает право на освобождение, и это уже не иллюзия.

Те же заключенные - эта категория больше всего жалуется в Страсбург. Если человек осужден лет на 15, что ему терять — пишет в суд, надеется на пересмотр дела. Больше всего нарушений прав человека происходит в уголовных делах — там и затянутые сроки рассмотрений, и пытки...

- Интересно ли адвокату браться за дело, которое будет тянуться десятилетиями?

- Сама по себе европейская конвенция юридически красива. Она состоит из прецедентов, там все четко и понятно. Теоретическая сторона мне очень нравится, но практически, если честно, я сейчас отговариваю клиентов обращаться в Европейский суд. Именно потому, что времени потратишь много, а шансы на успех минимальны. В лучшем случае получишь моральное удовлетворение.

- Хотя для адвоката такой тягомотный процесс это стабильный заработок.

- Главное, что для клиента, если у него нет средств, услуги адвоката на финальной стадии рассмотрения дела бесплатны. Такую услугу предоставляет Европейский суд. 

Процедура устроена так: человек подает заявление. Если оно признается обоснованным и перспективным для рассмотрения, его об этом извещают. На этой стадии человек может обратиться в Европейский суд с просьбой оплатить ему услуги адвоката. Нужно, конечно, приложить справки о материальном положении, но это вполне обычное дело.

Лично меня часто подключали к делам на той стадии, где сами заключенные вполне грамотно составляли заявления, и суд их даже удовлетворял. Это касалось зачастую условий содержания в тюрьме или сроков содержания под стражей.

В принципе, написать заявление обычному человеку не особенно сложно, если это не запутанная юридическая проблема.  Можно писать и на русском, и на латышском.

- Как мы выглядим в плане нарушений прав человека на фоне других? 

-Средне. Например, за прошлый год Латвия проиграла 9 дел, Эстония 3, Литва 13, Голландия 3...Кстати, все это есть на сайте суда — очень информативная страничка.

- А вот Россия недавно признала себя свободной от Евросуда, Латвия тоже может так сделать?

- В принципе, может, но не сделает. Ведь что такое Совет Европы и Европейский суд: страны договорились создать своего рода клуб. Если государство не хочет его признавать — никто не заставит его поступить иначе. Единственный инструмент воздействия — дипломатическое давление. Не думаю, что Латвии этого хочется.

На практике я вижу, что наше государство, как бы там ни было, но все же стремится учитывать европейские решения. И с этим у нас ситуация даже лучше, чем в ряде старых демократий Европы. 

- В Латвии, как говорили, самая большая проблема - это слишком долгие сроки рассмотрения дел. Так до сих пор?

- Самую большую проблему выделить трудно, но дела рассматриваются действительно очень долго. Один из моих сегодняшних процессов: окончательного приговора еще нет, но человек ждет его в заключении уже шесть лет.

- Но есть же какие-то оговоренные законом сроки.

- Эти сроки действуют только до вынесения приговора первой инстанции. А после этого, если его отменяют, мы проходим заново все инстанции.

Например, как в нынешнем деле: суд первой инстанции потерял протокол. Нет протокола суда, и дело автоматически отбрасывается вниз, и мы опять ходим по кругу. И так шесть лет, а человек все сидит...

- Что интересного для вас было в деле российского олигарха Быкова?

- Мы тогда выиграли по 8-й статье - это право на частную жизнь, но, к сожалению, проиграли по праву на справедливый суд. Поэтому сильно повлиять на весь процесс уже не могли, но Россия в результате даже Закон об оперативной деятельности поменяла.

- Если браться за дело самому, с чего начинать?

- С тщательного изучения сайта Европейского суда (вся информация есть и на русском языке). Там есть бланки, которые должны быть заполнены и детальные инструкции к ним.

Прикладываете копии всех документов, оригиналы и нотариальные заявления там не нужны, никаких денег платить не нужно.

Единственное условие: нужно оформить все это в течение шести месяцев с момента вынесения последнего решения, принятого по данному делу.

Суть нарушения описываете очень коротко. Собственно, сам бланк не дает возможности  быть многословным. Четко и ясно излагаете факты нарушения статей конвенции, как вы их понимаете — номера статей, суть нарушений.

Прикладываете список решений, уже принятых по вашему делу и отправляете в Страсбург. Уверяю вас, все это реально сделать самостоятельно. А вот когда и если суд сочтет, что в вашей жалобе есть зерно, он известит вас об этом и вы, приложив справки о доходах, попросите оплатить вам услуги адвоката.

- Насколько интересно там проходит процесс?

- Как правило, все в письменном виде. Не надо никуда ни ехать, ни выступать — это очень тонкая юридическая наука. Ничего общего в судебными телешоу. Так что, не смотрите — это вам не поможет...


Написать комментарий

Нанять киллера проще и надёжней, некоторым надо задуматься.....

Нанять киллера проще и надёжней, некоторым надо задуматься..... возмездие неизбежно

Наша полиция нас бережет. Да уж, без коментариев.

Cпасибо и на этом... Я знала Андрея ещё до той ужасной трагедии.Это необыкновенно светлый и добрый парень.Вся первомайка были в шоке, узнав тогда об этом преступлении. Слава богу, рядом с Андреем все эти годы настоящий друг и жена, полностью разделившая с ним его судьбу.Спаси и сохрани ,Господи, семью Андрея!

Это триндец какой-то. Полжизни отдал, здоровье потерял, 9 тыщ получил. Твою ж мать!

А тот полицейский что ? Живет и здравствует ? Да я ему самосуд устроила бы на месте жены Андрея...Хотя- бог все видит. Доживем до той поры, когда полицай ослепнет и оглохнет и будет мучиться калекой до смерти. Дай ему боже кару небесную,сильную.

Был бы нормальный адвокат-можно было бы расчитовать на большее.Чисто пиар.

Нельзя никому доверять, уже давно судились за наследство , отдали юристу катиной из резекне 400 лат, иск она составила неправильно и суд проигран, за что вообще эти юристы отвечают?

Никогда не понимал как здоровые психологически люди могут добиваться оправдания насильникам, убийцам, разбойникам и прочим подобным. Это насколько нужно забыть о понимании добра, сочувствия потерпевшим, жалости, сострадания и прочих человечных качествах? Подписываясь защищать таких заочно заключают сделки с дьяволом и рано или поздно расплата настанет. Вся наша система строиться не на том, чтобы добиться справедливости, а на поиске запятой, отсутствие которой влечет оправдание не смотря на то, что подопечный адвоката сделал. Все ради подозреваемых - нарушаются их права на питание, уважение и прочие. У нас только потерпевший имеет лишь одно право - быть потерпевшим. Ни компенсаций, ни справедливости.

я хочу повторить, что говорит народная мудрость:"хороший мент, это мёртвый мент",ибо, все кто рвётся до власти, либо жиды, с их алчностью, либо негодяи, дорвавшиеся до неё,(власти)что тоже самое.

А тот полицейский что ? Живет и здравствует ? Да я ему самосуд устроила бы на месте жены Андрея...Хотя- бог все видит. Доживем до той поры, когда полицай ослепнет и оглохнет и будет мучиться калекой до смерти. Дай ему боже кару небесную,сильную. Инесса

А че за мент такой?

Только Кирин как то забывает что был такой старший следователь прокуратуры Сергей Иванько ,который и установил факты по которым Кирин судится в ЕП.Несмотря на угрозы, Сергей отработал полностью и зафиксировал все факты в Уголовном деле.Что было очень непросто. К сожалению все хорошее быстро забывается.

Только Кирин как то забывает что был такой старший следователь прокуратуры Сергей Иванько ,который и установил факты по которым Кирин судится в ЕП.Несмотря на угрозы, Сергей отработал полностью и зафиксировал все факты в Уголовном деле.Что было очень непросто. К сожалению все хорошее быстро забывается. промо

Простите, это была его СВЯТАЯ обязанность - достоверно отобразить факты в деле. За это он зарплату получал. Спасибо ему, конечно, за профессионально выполненную работу..Но национального героя из него давайте делать не будем.

Простите, это была его СВЯТАЯ обязанность - достоверно отобразить факты в деле. За это он зарплату получал. Спасибо ему, конечно, за профессионально выполненную работу..Но национального героя из него давайте делать не будем. маруся

Где то написано ,что из следователя хотят сделать нац.героя ? Читайте внимательнее коммент.

Написать комментарий