Тарифы в обмен на безвизовый режим

Министр иностранных дел Латвии Артис ПАБРИКС вернулся вчера из Брюсселя, где полным ходом идет подготовка к саммиту Россия—ЕС, который пройдет в конце мая в Сочи

Главными вопросами повестки дня станут безвизовый режим, дискриминационные железнодорожные тарифы и энергетика. Латвию же помимо этого волнует судьба более десяти неподписанных двусторонних договоров. Как рассказал Пабрикс, по одному из них — об экономическом сотрудничестве — неделю назад был направлен очередной запрос в Москву.

— В Брюсселе вы оговаривали отдельные позиции на переговорах Евросоюза с Россией, в которых заинтересована Латвия. О чем конкретно шла речь?
bq. Позиции по переговорам с Россией, упомянутые мной, были утверждены всем советом. Это означает, что это не только наше, это общее решение Евросоюза. Конкретно в утвержденных документах, которые будут оглашены в Сочи и касаются нас, говорится о необходимости отменить дискриминационные железнодорожные тарифы. Также мы со стороны Евросоюза призываем, чтобы Россия как можно быстрее ратифицировала энергетическую хартию, которая даст нам как деловым партнерам больше гарантий в этой сфере. Был также озвучен вопрос, который на устах у всех всемирных организаций, — увеличение случаев нарушения прав человека и расизма в российских городах.

— Это означает, что позиция США и ЕС по России в этом вопросе совпадает?
bq. Если мы читаем международную прессу, то видим, что в ней превалируют опасения зарубежных политиков по поводу развития политической системы в России. Но в то же самое время ЕС как организация, состоящая из 25 стран, подчеркивает необходимость указывать России не только на возрастающие внутренние проблемы, но и на то, что мы должны быть хорошими и дружественными партнерами. Однако нет смысла говорить о добропорядочных соседских отношениях, если мы не умеем все проблемы обговорить открыто. Это нормальная практика. Россия не должна понимать это превратно.

— Одна из тем саммита — облегчение визового режима…
bq. Сейчас ЕС и Россия пришли к единому мнению, и Латвия его поддерживает: льготы российским гражданам дать надо. Но как в наших, так и в российских интересах предоставить эти послабления, одновременно заключив договор о реадмиссии.

— Облегчение визового режима — двустороннее?
bq. Да, обычно это двустороннее послабление. Надеемся, что так будет и в этот раз.

— Договор о реадмиссии не обострит наши отношения с Россией, которые сейчас стали еще более прохладными?
bq. Теплее или холоднее отношения — зависит от того, насколько интенсивен диалог между странами. Чем больше будет встреч, причем результативных, тем лучше отношения. Но пока мы не двигаемся вперед ни с договором о реадмиссии, ни с тарифами, ни с энергетикой. Конечно, общественность задается вопросом: какие у нас отношения, если они не дают результатов?

— И как решить проблему, где застряли договоры о bq. Сейчас у нас на повестке дня стоит договор об экономическом сотрудничестве. На прошлой неделе мы послали в Россию запрос о желании по возможности быстрее созвать комиссию из экспертов, которые бы подготовили документ к подписанию. Если российская сторона сможет быстро сориентироваться, назвать своих экспертов и пригласить наших, то мы готовы ехать в Москву хоть завтра. Это вопрос нескольких недель, главное, чтобы они нам ответили. После того, как текст будет готов, можно принять политическое решение о его подписании. Если будет подписано хотя бы одно соглашение, то за другими дело не станет.

— Уже точно известно, что Россия не будет представлена на саммите НАТО в Риге?
bq. Пока я не могу это утверждать. Но все выглядит так, что в саммите примут участие только страны — участницы альянса. И это нормально. Потому что саммиты тоже бывают разного масштаба. Если бы мы вышли на большой саммит, то нужно было бы приглашать не только Россию. И речь не о наших возможностях, а о повестке дня. Ведь состоится еще один саммит, в 2008-м, и он будет шире.


Написать комментарий