«Мой идеал – Третьяков»

Все эти выдающиеся картины находятся в частной коллекции директора центра Владимира Рыбакова. Всего же в его собрании около 400 произведений 55 художников и более 60 православных икон XVIII и XIX столетий

Недавно в культурно-образовательном центре «Неллия» впервые предстали перед широкой публикой 12 доселе неизвестных картин выдающихся художников XIX и ХХ столетий, в том числе Шишкина, Серова, Бенуа, Петрова-Водкина.

Свои поздравления рижскому коллекционеру в связи с открытием экспозиции прислал русский князь Никита Лобанов-Ростовский. Однажды его, владельца самой большой частной коллекции русского авангарда, спросили, зачем собирать картины, если можно увидеть их в музее. «Ни одна галерея не сможет предоставить вам этого необходимого ежедневного контакта с вожделенным произведением искусства, – ответил князь. – Импульс к собирательству необыкновенно силен, он становится практически иррациональной страстью».

Владимир Рыбаков приступил к коллекционированию с теми же чувствами. Начинал он 27 лет назад с бабушкиных икон, тогда еще не осознавая в полной мере их ценности, и хранил поначалу как семейную реликвию. Со временем пришло понимание тонкостей мастерства иконописцев и значения их творений. Коллекция стала пополняться.

Страстью собирательство стало в начале 90-х – после знакомства с дочерью художника Большого театра Федора Федоровского, познакомившей его с потомками выдающихся художников и с собирателями коллекций.
bq. Тогда это занятие и захватило меня, и как только появилась материальная возможность, я стал искать картины повсюду – в России, на Украине, в Литве, – рассказывает Рыбаков. – Объездил Латгалию, где по сей день остались произведения русских художников. Я не искал что-то определенное, а покупал то, что сразу понравилось, независимо от времени создания и национальности авторов. Поэтому в нынешней коллекции у меня русские художники (в большинстве) и латышские, литовские и армянские, грузины и украинцы.

Не делю свою коллекцию и по жанрам: живопись, акварель, рисунки, графика. Есть у меня передвижники и авангардисты, импрессионисты и абстракционисты. Приобретая очередную работу, я прежде всего страхуюсь экспертным заключением сертифицированных специалистов, как правило, это музейные работники.

Каждое произведение исследуется поэтапно: сначала идет визуально-сравнительное изучение при 10-кратном оптическом увеличении, потом осмотр в ультрафиолетовом излучении, анализ материала, авторских приемов, стилистики – всего того, что в совокупности подтверждает подлинность произведения.

- Вот у вас офорт Валентина Серова «Октябрь. Домотканово», датирован годом, когда автору присвоили звание академика: 1898. Не совсем обычная для Серова работа. Сомнений не было, что это его?
bq.Это была несложная задача: офорт выполнен по одноименной картине, написанной в 1985 году, которая находится сейчас в Третьяковской галерее. Он подписан чуть выше левого нижнего угла, подлинность факсимиле не оставляет сомнений, что подтвердили все эксперты. Как и в других работах Серова, в «Октябре» чувствуются характерные только для него световые и цветовые эффекты, ощущение воздуха, легкость рисунка.

- Какую из работ больше всего любите?
bq. Из классики – все! Их силу чувствуешь физически, причем время ее только усиливает. Мои любимые работы – шишскинские офорты «Лесная речка» и «Лунная ночь». Оба – из первых оттисков, потому очень хорошо сохранились. Они уводят в теплоту летнего леса, завораживают. Бенуа у меня всего одна работа, зато какая! Удивительно изящный мастерский рисунок сангиной.

Что же касается живописи, то тут тоже есть чему порадоваться не только любителям, но и знатокам. Написанный за два года до кончины (1914 год) «Пейзаж с рекой» известного передвижника Михаила Малышева – настоящий шедевр. Имя автора занесено в Юбилейный справочник Императорской Академии художеств.

Замечательное полотно Бориса Григорьева «Лежащая девушка» написано еще в России в 1918 году. В эмиграции его именовали не иначе как «великим русским художником».

«Час» был немало изумлен необычным по стилю «Арабским этюдом» Петрова-Водкина. Датированная 1907 годом, она даже не напоминает работы советского периода с красными конями и девушками в косынках. Федор Федоровский представлен замечательной картиной «У озера», написанной к постановке оперы Римского-Корсакова «Садко». Рыбаков приобрел ее у дочери художника.

Все 12 работ до сих пор могли видеть немногие доверенные люди, поскольку в галерее отсутствовала должная охрана. Обозримы были только иконы, и те издали, поскольку размещались они почти под потолком. Сейчас залы галереи оборудованы современной техникой, надежно защищающей произведения искусства.

Коллекционер же поставил себе новую планку: он мечтает оформить всю свою коллекцию в музей:
bq. Мой идеал – Третьяков. Понимаю, что это другой масштаб, недостижимый уровень, но пусть он будет. Я хочу, чтобы моя коллекция стала всеобщим достоянием.


Написать комментарий