Операция «Освобождение»

Во вторник Рижская дума приняла революционное решение, которое отодвинет территории, занимаемые нынче Рижским свободным портом, ближе к устью Даугавы, как предусмотрено Планом развития города на 2006—2018 годы. В результате освободятся огромные участки земли в центре — на Андрейосте, Андрейсале, Вейзаксале, лугах Спилвес и части природных территорий Мангальсалы. Что это в перспективе принесет городу и как повлияет на рынок столичной недвижимости?

Птицы и жители “пролетели”

При принятии решения разгорелись нешуточные баталии, за него проголосовало 32 депутата, 10 воздержались и 3 было против. “Зеленые”, в частности, ратовали за права птиц, которых потеснит переброска части территорий порта на остров Криеву. Другие — за жильцов Кундзиньсалы, которых также подвинет портовое хозяйство.

Однако все это частности, на взгляд горожанина, гораздо актуальнее был бы вопрос, получит ли городская казна достойную цену за весьма перспективные участки и есть ли у думы возможность контролировать, что появится на этих территориях.

Знакомые все лица

Все свидетельствует о том, что участки по праву первой руки смогут приватизировать компании и люди, которые заблаговременно позаботились их арендовать. Например, предприятие Jaunrīgas attīstības uzņēmums, которое связывают с норвежскими капиталистами и Айнаром Шлесерсом, застолбило Андрейсалу, чтобы превратить ее в фешенебельный район офисов и жилых домов.

Поля Спилвес, по некоторым данным, облюбованы Арнолдом Лаксой. Его фирме Popova legāts в этом районе принадлежит 80 га земли. Еще 58 га несколько лет назад здесь приобрел президент Itera Latvija Юрис Савицкис. Jahtu serviss Andrejosta опосредованно принадлежит руководителю бюро бывшего премьера Андриса Шкеле Эдгару Шкендерсу. Эта компания планирует взять в аренду территорию в Подраге, недалеко от лугов Спилвес. Поблизости станет хозяйничать одна из фирм Виестура Козиолса. И так далее.

К чему такая спешка?

Между тем в спешке принятое решение, скорее всего, говорит о том, что освобождение территорий нужно для того, чтобы успеть их приватизировать до 31 августа, когда заканчивается приватизация объектов за приватизационные сертификаты (ПС). Между тем многие эксперты считают, что более логичным стало бы решение не “дарить” их временщикам-арендаторам в экстренном порядке за ПС, а устроить аукцион за реальные деньги. После перехода земли во владение самоуправления, по идее, оно должно обновлять договора с нанимателями, но будет ли дума давать разрешение на приватизацию всем оптом или действовать выборочно, пока неизвестно.

Все уже поделено

Впрочем, как сказал Телеграфу источник из Рижского порта, пожелавший остаться неизвестным, здесь, как и в случае с юрмальской землей, все уже давно поделено: “неважно, первая партия или седьмая, новая или старая, все давно решено”. Окончательное решение об изменении границ порта должно принять правительство. Как стало известно Телеграфу, к новым территориям уже присматриваются банки, в частности DnB Nord banka рассматривает Андрейсалу как один из трех вариантов строительства своего нового офиса.

Новый Манхэттен или старая Мукусалас?

Вадим МАРКОВ, президент компании Nira:
bq. Если говорить о влиянии на рынок недвижимости, то освоение новых территорий — дело долгосрочное, на одной Андрейсале расположены разные элеваторы и прочая портовая инфраструктура, от которой надо освободить землю. Сейчас в Риге острый недостаток земли под строительство, поэтому появление такого количества площадей в самом центре можно оценивать позитивно, это даст возможность ценам в центре не улететь в космос, как это происходит везде, где предложение ограничено, а спрос велик. А так как территории большие, это не внутриквартальная застройка, то здесь к ее развитию можно подойти комплексно, построить органичную инфраструктуру.

Все зависит от того, кто и как будет заниматься детальным планированием. Если отдать это на откуп арендаторам, то все может растянуться на долгие годы и происходить хаотично, как это можно видеть сегодня в районе Мукусалас. Кроме того, далеко не все владельцы земли собираются здесь строить сами, последует череда спекулятивных сделок.

В этой связи заслуживает внимания опыт Нью-Йорка, когда деградирующие земли на Манхэттене город скупал, затем разрабатывал детальную планировку, а уже потом лотами продавал участки инвесторам. В результате появился современный район, образец градостроения. Если у нас будет принято местечковое решение, то это может повредить как городу, так и горожанам.

Правительства уходят, инвесторы остаются

Эрвин БУТКЕВИЧ, эксперт по вопросам развития строительства, председатель правления INPAKT:
bq. Несмотря на любые возможные перспективы развития рынка и даже потрясения, проекты на этих участках будут успешными. Я думаю, что ребята, которые потратили время и силы на лоббирование этого решения, в результате не прогадают.

Не прогадает ли город? Да, возможно, он не получит максимальной прибыли, если откажется от прав собственности. Я только что вернулся из Хельсинки, где реализуется аналогичная программа — порт переносится, а на его месте у воды строится новый общественно-жилой центр. Разница в том, что там у самого муниципалитета достаточно смелости выступать в роли девелопера, все планируется на городском уровне.

Могло ли быть так у нас? Надо отдавать себе отчет в том, что портовый проект долгосрочный, раньше 3—4 лет первых результатов ждать не приходится. А правительство и состав думы у нас меняются чаще, им просто не хватит времени, чтобы серьезно что-то продвигать вперед.

И целая баржа арендаторов

Как сообщил Телеграфу пресс-секретарь Рижского свободного порта Карлис Лейшкалнс, сейчас на территории порта 158 арендаторов всех мастей. Кроме того, еще в 1990-е годы много объектов здесь было приватизировано вместе с землей, в том числе и различные сараи. Сейчас порт занимает 2300 га земли, после переезда у него останется около 1500 га.

Арендаторам-приватизаторам достанется около 1000 га земли, рыночная стоимость которой оценивается в десятки, а в перспективе — и в сотни миллионов латов.


Написать комментарий