Золото в цене, но бриллиант дороже 1

Трудно представить, что супруги Таисия и Василий Сульженко сыграли свадьбу 60 лет тому назад, спустя год после окончания Великой Отечественной войны

С артиллерийским натиском жених, грудь которого украшали многочисленные ордена и медали, на третий день знакомства предложил очаровательной даугавпилчанке руку и сердце, на четвертый — пообещал свадебное путешествие на Алтай, а на 16 июня назначил день свадьбы. Слово свое Василий сдержал. Все получилось именно так, как он запланировал.

Как здорово, что все собрались

Когда “молодожены”, решившие отметить юбилейный день свадьбы публично и в пример молодому поколению обратились в Даугавпилсский ЗАГС с просьбой об оказании услуги, в уважаемом учреждении ответили отказом, сославшись на отсутствие сценария проведения подобных торжеств. Неуважение да и только! И тогда за организацию праздника для любимых родителей взялась дочь Надежда, прекрасно справившаяся со своими обязаностями: и гостям не было скучно, и все родственники, вплоть до внуков и даже 4-летней внучки Арины, со всех краев собрались — и попировали вдоволь, и потанцевали, и попели. Словом, своим присутствием и вниманием люди доставили юбилярам огромную радость, а заодно отдали дань уважения людям, чьему супружескому долголетию можно лишь позавидовать. Гости и родственники сказали в адрес Таисии Анатольевны и Василия Андреевича много добрых слов и пожеланий, подарили букеты цветов и множество подарков. Прослезившиеся виновники торжества особенно обрадовались присутствию за праздничным столом молодого поколения семейства Сульженко — двух взрослых внуков и двух внучек, пожелавших деду и бабушке долгих лет жизни и здоровья — того, в чем они сейчас больше всего нуждаются. Не была обойдена на торжестве и тема войны, которую Василий Сульженко прошел от начала до конца. Любопытно, что именно послевоенные события в немалой степени поспособствовали встрече, знакомству, а потом и женитьбе фронтовика на молодой Таисии.

Артиллеристам дан приказ…

Учителя истории, преподававшего в школе города Алейска Алтайского края, Василия Сульженко призвали на военную службу в октябре 1940 года, определив в 471-й корпусный артиллерийский полк, воевавший с Финляндией, и зачислив рядовым в боевой расчет гаубичной батареи 152 милиметровых и 122 милиметровых орудий, дислоцировавшейся в местечке Персияновка Ростовской области, что расположено под Новочеркасском. Позже он попал в группу подготовки младших лейтенантов. После окончания полковой школы присвоили звание сержанта с назначением на должность командира орудия. Однажды полк Василия Сульженко погрузился в эшелон для отправки в летние лагеря в станицу Саратовскую Краснодарского края, как вдруг поступила команда: убыть к западной границе СССР на военные маневры под Киев. Расположились в 30 километрах от границы. 22 июня 1941 года весь личный состав подняли за 10 минут до наступления четырех часов утра, когда, как известно, немецкие войска пересекли границу СССР и начали вторгаться в ее пределы. Вдруг все увидели в небе армады самолетов с крестами на борту: “Казалось: брось камень — и попадешь. С нашей стороны не прозвучало ни единого выстрела. Даже тревогу не объявили”. Лишь пояснили, что кресты на фюзеляжах — у условного противника, а на других самолетах, соответственно — звезды. Ясно ведь, учения… Через полчаса с пистолетом в руке прибежал кагэбист: “Война! Почему бездействуете? Всех перестреляю!”.

С пушкой по Европе

После окончания школы среднего комсостава Василию Сульженко присвоили звание старшего сержанта. Его боевой путь пролегал через Орджоникидзе, Кюрдомир, Баку, Чирчик, что под Ташкентом, где “обедали, свесив ноги в траншею и поставив котелок на землю, а спали в сарае под дырявой крышей, крытой снопами”. В марте 1943 года гаубичную батарею Василия Сульженко отправили в город Малоархангельск в Курскую область для участия в знаменитой операции “Цитадель”. Так, с боями, старший сержант двигался в сторону Берлина, освободив по пути польские города Радом и Люблин. Потом были Висловский и Одерский плацдармы, Франкфурт-на-Майне. Тяжелые гаубицы по улицам Берлина из-за отсутствия техники перемещали своими силами. Иногда подбегали пехотинцы и просили “послать огурчик” в окно, из которого немцы вели стрельбу.

Войну Василий Андреевич закончил 2-го мая. Видел поверженный Рейхстаг. После войны В.Сульженко на 8 месяцев остался в Германии для проведения работы с немецким населением, коим являлись девочки 14-18 лет, что служило поводом для подшучиваний: “Неплохо устроился. Пустили козла в огород”. На самом деле Сульженко строго предупредил подчиненных: “Если будете допускать вольности, трибунал гарантирую и, как минимум, 10 лет тюремного срока”.

За подвиги старший сержант награжден тремя боевыми орденами и множеством медалей. Артиллерист ни разу не был ранен, лишь однажды его слегка контузило.

Красивая и порядочная

Брат Василия Сульженко в то время был послан для восстановления железнодорожного узла в Даугавпилс. В 1946 году бывший артиллерист прибыл к нему, чтобы через военкомат получить причитавшиеся боевые награды, а затем отправиться учительствовать на Алтай. Наград Василий дождался, но с учета его не сняли, пояснив, что в Даугавпилсе острая нехватка учителей. Поэтому его направили на преподавательскую работу на ул. Саулес, 38, во 2-ю среднюю школу. Жена брата, работавшая в сберкассе старшим бухгалтером, ушла в декретный отпуск. Там же старшим инспектором трудилась 18-летняя Таисия. В один из дней она пришла к жене брата домой, чтобы подписать документы. Василий как раз возвратился из школы. Ему приглянулась скромная и застенчивая девушка. После обеда учитель пошел провожать Таисию домой. Было это 20 мая 1946 года. По пути Василий, которому в ту пору было 25 лет, поведал даме, что в кинотеатрах идут хорошие фильмы, и не мешало бы их посмотреть. “Ну так идите и смотрите свое кино!” На том и расстались. А на другой день девушка увидела воздыхателя у крыльца дома, сразу предложившего просмотр фильма. Постепенно завязалась дружба, перешедшая в серьезные отношения. По признанию Таисии Анатольевны, недостатка в поклонниках она в ту пору не испытывала, но перед решительностью и напором артиллериста устоять не смогла: “В отличие от других, он сумел найти ко мне подход. Был пунктуальным и обязательным. На свидание приходил минута в минуту”. Василий Сульженко: “Как было не влюбиться? Красивая, серьезная и самостоятельная девушка. Тем более, что брат и его жена очень хорошо знали Тасю и положительно о ней отзывались”.

И пионы, и путешествие

Роспись молодых проходила 15 июня 1946 года в здании милиции, располагавшейся в том же самом месте, что и нынешние стражи порядка, на улице 18 Новембра. Никого, кроме жениха и невесты, на церемонии бракосочетания не было. В маленькой душной комнатушке Таисию и Василия объявили мужем и женой. Свадьба планировалась на следующий день. Фаты и свадебного платья, несмотря на все старания, достать не удалось. Легкового автомобиля — тоже. Поэтому в назначенное время молодой жених в сопровождении сватов подкатил к дому невесты на бричке, запряженной лошадью, и вручил Тасе белые пионы, что в то время считалось особым шиком, ибо о гвоздиках и розах приходилось только мечтать. На свадьбу собралось 30 гостей, на столе традиционно присутствовала водка, приличная закуска и даже копченая колбаса и мясо.

Стали жить-поживать. В октябре 1947 года родилась дочь Надя. Впоследствии она стала учителем математики. Хлопот значительно прибавилось. Таисия Анатольевна и Василий Андреевич вспоминают, что 1947 год выдался особенно тяжелым. Была введена карточная система. С молодоженами жила мать Василия, постоянно пытавшаяся своим скромным хлебным пайком подкормить молодую семью, а они стремились поделиться с женщиной своей долей. Василий закончил пединститут. После 1-го курса он был назначен директором 7-й восьмилетней школы. Всего Василий Андреевич директорствовал более 10 лет, но как-то, не поладив с чиновниками горкома, подал заявление о добровольном уходе. Затем долгие годы преподавал свой любимый предмет — историю.
В обещанное свадебное турне на Алтай Василий молодую супругу все-таки повез. Кстати, Василий являлся шестнадцатым ребенком в семье. Но 10 детей погибли от тифа, выжили лишь шестеро — 2 сестры и 4 брата, в том числе и наш герой. В Москве не обошлось без приключений. На трамвайной остановке с фанерными чемоданами в руках Василий и его мать успели заскочить в подошедший траспорт, а Таисия, растерявшись, осталась. Впервые в Москве, без денег и паспорта… Девушку сразу же окружили люди и стали предлагать помощь и даже деньги. Одна женщина посоветовала Тасе никуда не уходить и дождаться мужа. Василий возвратился через полчаса. До деревни Колотушкино Алтайского края, где жила сестра Василия, добирались долго. Конечно, красавица Тася приглянулась родственникам жениха, одобрившим его выбор.

Снова повторили бы жизнь

В 1955 году родился сын Гена. Снова хлопоты. Геннадий, когда вырос, стал военным, сейчас он на пенсии, живет в России. Рассказывая о жизни, Таисия Анатольевна и Василий Андреевич сходятся во мнении, что годы прожиты ими безупречно и на одном дыхании. Глава семейства никогда не злоупотреблял спиртным, не курил и, по его словам, не ходил налево. А, кроме всего, являлся внимательным, заботливым и любящим мужем. Неужели не возникало конфликтов и ссор или попыток ухода с чемоданом от разгневанной жены к другой? Оказывается, не было. Казалось бы, неинтересно, скучно и однообразно. Но только не для этой уважающей и ценящей друг друга супружеской пары, для которой минуту врозь прожить — уже беда. Оказывается, мелкие ссоры были, но, в основном, они касались методов воспитания детей. Финансами заведует хозяйка, кстати, всю свою жизнь проработавшая кассиром и бухгалтером: “Он знал только школу. А сколько булка хлеба стоит — до сих пор не ведает”. Но при этом доступ к деньгам в семье всегда был свободным, тратили их по надобности и по назначению.

Василий Андреевич, характеризуя свою вторую половинку, отметил, что она ни разу в жизни его не разочаровала: “Дай Бог каждому так прожить и такую жену! Мы, как в солдатском строю — идем нога в ногу”. Таисия Анатольевна тоже довольна своим мужем: “Все было, словно вчера. Если бы довелось повторить жизнь, я бы прошла ее только с этим человеком”. Ну что к этому добавить?

22.06.2006 , 09:06

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий

Мой отец воевал в 471 кап. Есть фото. Как найти Сульженко Василия Андреевича? мое мыло kaldera@bk.ru