Руководитель Паллиативного отделения ДРБ М. Волчек: Моя задача – помочь тем, кто в этом нуждается

В августе 2020 года свой юбилей отметила Мария Николаевна Волчек – руководитель Паллиативного отделения Центра легочных заболеваний и туберкулеза (ЦЛЗТ), находящегося в составе Даугавпилсской региональной больницы. Доктор рассказала о работе инфектолога, и о том, где берет силы, чтобы руководить таким непростым отделением как паллиативное.

- Мария Николаевна, расскажите немного о себе и о том, почему Вы решили стать врачом?

- Я родилась в поселке около Гродно, в Белоруссии. У нас в семье не было медиков, но с самого раннего детства я хотела быть доктором, с детства играла во врача – даже не могу объяснить, почему. Закончив школу в 1957 году, поступила в Минский мединститут. Химию знала хорошо, получила «пятерку» и была принята. Собиралась стать акушером-гинекологом, но так сложилось, что выбрала направление педиатрии и инфектологии. Окончив мединститут в 1963 году, два года отработала в больнице общего типа с родильным отделением на 8 коек в поселке Лунно Гродненской области. Там я получила огромнейший опыт. В этой больнице я начала работать, как общий доктор-терапевт с августа 1963 года, потом приехала в Даугавпилс, и с 1965 года работаю здесь.

Я работала в Детской поликлинике, поликлинике Железнодорожной больницы. С 1974 — заведующая Детским отделением Железнодорожной больницы. В 1976 году начала работать в Инфекционной больнице (сейчас ЦЛЗТ) главврачом, в этом качестве проработала здесь до 2000 года. С 2001 по 2005 год – инфектолог, а с 2010 года – заведующая Паллиативным отделением и дежурный врач.

- До того, как инфекционная больница стала работать в здании теперешнего ЦЛЗТ, где в Даугавпилсе лечили таких больных?

- Инфекционная больница в Даугавпилсе была открыта в 1949 году по ул. Сигулдас, 10, в шлаконасыпных бараках 1913 года. Говорят, что до этого это были царские конюшни. Эти бараки были настоящими инфекционными отделениями — с правильными входами, выходами, боксами. Там было 5 корпусов. В 1970 годы был построен 2-этажный корпус (Отделение детской кишечной инфекции), в 1975 – второй корпус (взрослое отделение и вирусное детское). Мы работали сначала на 200 коек, потом на 125, затем на 75. В те годы инфектологи пережили многое.

Пережили стафилококковую инфекцию новорожденных, вспышку острых кишечных заболеваний (дизентерию, и сальмонеллез), случаи брюшного тифа и болезни Брилля, менингококковую инфекцию, в 1985 — дифтерию. В те годы за сутки мы принимали до 30 пациентов. Детей и взрослых привозили к нам со всей Латгалии. К слову, мы первые здесь начинали лечить дифтерию.

- Отработав инфектологом много лет, последнее десятилетие вы возглавляете Паллиативное отделение, и все еще берете ночные дежурства. Что вам дает силы?

- Я имела честь работать с Марией Юрьевной Азане и Валентиной Донатовной Дагис. Это были люди с больший буквы. Поэтому «закваска» была отличной, опыт работы с ними дал мне очень много. Прихожу в Инфекционную больницу — там Эльвира Антоновна Левкане, Татьяна Кондратьевна Захарова, Клавдия Петровна Ефимова — асы.

Инфектологи вообще и наш коллектив, в частности, очень добрые люди, сопереживающие. Молодежь немножко другая, но очень умная. У нас нет тех, кто что-то делает у других за спиной, мы всегда все прямо говорим друг другу в глаза. В таком коллективе и такой обстановке хочется работать.

Вообще, я оптимист по натуре. Так устроена. Никогда не показываю, если что-то со мной не так. Я трудоголик и свою работу очень люблю.

А еще я каждое утро хожу в капеллу и поминаю всех своих родных, умерших коллег и больных отделения.

- Что можете сказать о врачах, для которых Вы были учителем?

- В 1976 году к нам пришла доктор Иванова, Гаркуле, Зайцева, Ступанс. Они пришли очень грамотными. Вместе решали все. Сейчас доктор Иванова нами заведует. Доктор Гаркуле ушла в этом году. Доктор Зайцева работает в Детском отделении. Это профессионалы очень высокого класса и просто хорошие люди. Мне всегда везло на людей. Своего сына тоже доктором вырастила.

- Вы в медицине почти 60 лет, за это время поменялось очень многое. Стало ли сейчас работать легче?

- Раньше, когда не было такого оборудования, врачам нужно было много думать, и мы думали. А сейчас – время технических преобразований. Доктору, конечно, легче работать, ведь медицина выросла. Радует, что в ДРБ развивается такая важная отрасль, как тромбэктомия, хорошо представлены кардиология, неврология. Сейчас – время технологий в медицине, и очень хорошо, что руководство больницы уделяет большое внимание оборудованию. В том числе и введенный недавно принцип сортировки больных – очень важен. Думаю, что направление, в котором идет больница, правильное.

- За годы своей работы вы получили множество разных наград. Вы не очень-то любите хвастаться и не храните их на видном всем месте...

- В своей жизни я была депутатам Горсовета, была на доске почета. Получила медаль «Ветеран труда», почетный знак «Отличник здравоохранения» при министре Канепе, почетные грамоты от самоуправлений. Да всех и не припомню. Я с Богом дружу. Моя задача – помочь тем, кто нуждается. А награды могут полежать в шкафу.

- Расскажите о работе Паллиативного отделения, которое Вы сейчас возглавляете.

- Сейчас на 20 коек Паллиативного отделения один доктор. Да, работа здесь нелегкая, но я как-то справляюсь. Я никуда не спешу, нахожусь здесь столько, сколько необходимо больным. С каждым пациентом разговариваю, обращаюсь только по имени.

У нас бесплатно могут лежать максимум 14 дней. В год принимаем порядка 400 пациентов. 30% теряем, а 70% выписываем с хорошим результатом.

К нам пациент поступает тогда, когда хирурги сделали свою работу, и далее требуется симптоматическая терапия. Поступают к нам и те, кому в больнице помочь уже не могут, кому нужен просто уход. Мы берем пациентов с готовым диагнозом. В разговоре выясняем, какие подобрать противоболевые препараты, нужно ли «прокапать», чтобы снять интоксикацию. Смотрим посиндромно, что нужно больному. В случае необходимости переливаем кровь, плазму, останавливаем кровотечение.

Многих наших пациентов в тесной работе с Социальной службой определяем в пансионат. Если человек от нас уезжает домой, где ему снова становится плохо, он звонит нам, и мы его берем снова.

Чаще всего у нас находятся люди разных возрастов с онкозаболеваниями, неврологические и кардиологические пациенты, пациенты с пролежнями.

- С распространением в мире Covid-19 при ЦЛЗТ разместили боксы для больных коронавирусом. Как идет работа с такими больными?

- И в природе, и в инфектологии все идет по спирали. Одно заканчивается, другое начинается, что-то повторяется через 10-15 лет. Грипп всегда был. Сейчас больше вирусных инфекций – рота-, норо-, астровирусы. В 2020 году пришел COVID-19. Я бы не говорила о каких-то волнах этой инфекции. Карантинные мероприятия свое дело сделали, а сейчас люди уже забыли об этом. Думаю, Covid-19 будет принимать те же формы, что и грипп. Возможны микс-инфекции. В данном случае важна прививка против гриппа.

Сейчас у нас 4 бокса для больных коронавирусом. Нет, страха работать с ними нет. Да, меры безопасности нужно соблюдать неукоснительно. Чтобы войти в бокс, нужно переодеться - надевать специальный костюм. Бывает, и не раз за дежурство. Когда выходим - костюм снимаем и дезинфицируемся спецсредствами. Мы – врачи-инфектологи. Долг обязывает. Такая жизнь – каждый день что-то новое.

14.09.2020 , 05:00

Пресс-служба ДРБ , Gorod.lv

Фото: ДРБ