Пять процентов из конвертов

Айгар Штокенбергc, не так давно заступивший на пост министра экономики, рассказал Телеграфу о том, что евро будет введен года через четыре, а инфляция не так страшна, чтобы с ней бороться чрезвычайными мерами. Кроме того, он сообщил, что происходит с теневой экономикой, и привел в пример бизнесу производство "ящиков" стоимостью 3—4 млн. USD

Вклад теневиков в народное хозяйство

— Высокий рост ВВП смутил общест-во. Даже психолог Вайра Вике-Фрейберга недавно призвала развернуть борьбу с перегревом экономики. Откуда, на ваш взгляд, нарисовался прирост ВВП в размере 13,1%?
bq. Если мы возьмем последние пять лет, то реально экономика росла в среднем на 8,1% в год. Якобы необычно высокий прирост был зафиксирован в прошлом году и в первом квартале этого года — 10,2 и 13,1%, соответственно. В этой связи напомню, что как раз в январе 2005-го правительство выступило с мерами по усилению борьбы с отмыванием грязных денег. Да, это была американская инициатива, однако от принятых мер выиграла вся латвийская экономика.

Именно легализацией теневой экономики я объясняю столь высокий рост ВВП в прошлом и этом годах. В прошлом году сокращение теневой экономики дало дополнительно примерно 2—3 процентных пункта, в этом году — около 5. То есть из 13,1% прироста ВВП в I квартале этого года около 8% это рост собственно экономики, а примерно 5% — следствие ее легализации. Доказательство этого можно найти в статистике Службы госдоходов — в мае этого года по сравнению с маем прошлого подоходного налога с предприятий было собрано на 80% больше, а сбор НДС вырос на 50,2%.

Исходя из этого следует, что нам не надо предпринимать какие-либо дополнительные меры, связанные с предотвращением возможного перегрева экономики. Напротив, экономика развивается нормальными темпами — около 8% в год.

— То есть Вайра Вике-Фрейберга не разобралась в сути вопроса?
bq. Нет, я согласен с президентом, что надо сделать все, чтобы такой прирост являлся долговременным.
Выход из тени

— Пару лет назад латвийская теневая экономика составляла около 40%. Насколько она сократилась сегодня?
bq. Думаю, что сейчас она составляет около 25%. Мы, конечно, продолжим бороться с этим явлением и дальше, но надо понимать, что нигде в мире эта доля не снижена до 0%. Думаю, если удастся сократить теневую экономику до 15%, это будет вполне нормально.

— Какое еще время прирост латвийского ВВП будет подпитываться за счет легализации предпринимательства?
bq. С января 2008 года вводится нулевая декларация доходов. Думаю, что это окончательный срок, до которого все, кто хочет, выйдут из серой зоны экономики в прозрачную, дав, таким образом, толчок к приросту ВВП.

— За счет чего вы собираетесь поддерживать высокий рост ВВП, после того как поборете зарплаты в конвертах и другие способы уклонения от налогов?
bq. Действительно, чтобы достичь среднего уровня ЕС, придется поддерживать рост экономики на уровне 7—8% как минимум лет десять. Для этого уже сегодня необходимо реализовать главную задачу: вкладывать огромные средства в модернизацию производства.

Станки вместо рабочих
“Полный текст стьи”:


Написать комментарий