Проект объединил 10 учебных заведений (Даугавпилсская Государственная гимназия, Даугавпилсская Государственная польская гимназия им. Ю. Пилсудского, Даугавпилсская 17-я средняя школа, Малнавский колледж, Каунатская средняя школа, Приежмальская основная школа, Вилянская средняя школа, Рожупская основная школа, основная школа Гулбиша, Наутренская средняя школа) и более 100 учащихся.
О проекте порталу Gorod.lv рассказала Кристина Кастроново, бывшая даугавпилчанка, тренер неформального обучения, эстетический коуч и глава «Миромиды».
Разобраться в себе
Как мотивировать молодежь – да еще во время ковидных ограничений в онлайн-среде? «Миромида» предложила решение из трех шагов, выбирая методику эстетического коучинга и неформального обучения. В январе прошли онлайн-занятия с группами из каждой школы: участники вместе рисовали своеобразную нейрографическую юлу, узнавали о проекте и рассуждали о своих страхах и ожиданиях. В результате абсолютное большинство сказали, что успокоились, больше не испытывают страха перед прежде непонятным для них вызовом. Многие выразили готовность участвовать во втором и третьем этапе проекта. Весь февраль проходили индивидуальные коучинговые сессии с учениками, где каждый мог поговорить именно о том, что волнует лично его. Практически все участники отметили, что они чувствуют себя более уверенными благодаря индивидуальному коучингу, чувствуют прилив сил и мотивацию, развили свои лидерские способности. Третий этап проекта собрал команды из всех школ вместе на интенсивный двухдневный воркшоп, во время которого все не только подружились и научились работать в команде с новыми людьми, но и вместе создали реальные проектные идеи для реализации общественных инициатив в этом году.
Работая с молодежью в рамках этого проекта и наблюдая за личным ростом ребят, я в очередной раз убедилась в том, что вначале человеку нужно разобраться в самом себе, договориться с собой, затем понять свое ближайшее окружение, и только потом он становится готов к великим подвигам в обществе. Индивидуальный эстетический коучинг стал, на мой взгляд, удивительной находкой для молодежи. В обычное-то время не каждый отважится пойти к психологу, даже если таковой в школе есть, а время ковидных ограничений, к сожалению, только усугубило ситуацию. Результаты опросов, проведенных в Латвии в прошлом году, просто кричат о том, что школьники эмоционально чувствуют себя очень плохо. И я в коучинговых разговорах со школьниками встретилась с огромной тоской, замкнутостью, морем переживаний по поводу себя, ближайшего своего и общего будущего. Молодежь практически не встречается, а те, кто живут в деревне, вообще отрезаны от мира. Им просто не с кем поговорить. Вообще. Каждый день – очередная неизвестность и нестабильность. Родители – у кого они есть – заняты выживанием в это нелегкое время. Друзья… А кого можно назвать другом? Тех, с кем проводишь время на перемене или переписываешься в школьном чате?
Обычно я начинала разговор с вопроса о том, как прошел их день. Часто мне рассказывали: вот собрался в школу, пришел, сделал тест, он положительный, вернулся домой. Или у кого-то из одноклассников положительный, и ты тоже вернулся домой. Или пришел делать тест, а он не сработал, надо переделывать. Ты никогда не знаешь, когда вернешься домой, и когда снова посадят на карантин. Многие ребята получили тревожную новость, что их школу, возможно, закроют, ведь она слишком маленькая. В Даугавпилсе в это время как раз говорили об объединении школ. Ученики делились переживаниями о том, как это будет происходить…
Как же проходят дни тех, кто в школе все-таки был целый день? У тех, кто в деревне: школа-дорога домой-домашние обязанности-интернет. У тех, кто в городе: школа-интернет, всё. В интернете большинство просто тонет, отключается от всего на свете. А те, кто вдруг еще интересуются новостями, вообще спать не могут, и это не образное выражение. Многие признались в том, что не могут уснуть, засыпают только под утро с телефоном в руках, постоянно взволнованы, есть проблемы с аппетитом. В глубине души все хотят стараться, хотят учиться, добиваться чего-то в жизни, быть успешными и стабильными, но стоит посмотреть на их окружение и думаешь, как они вообще могут учиться и о чем-то думать… Вот несколько примеров, которые очень тронули меня.
Невеселые истории
Персонаж А. Живет с сестрой в приемной семье. После школы долго добирается домой. Дома в первую очередь - домашние обязанности (не потому, что требуют, но потому что велит чувство долга, из благодарности), выполнение уроков второстепенно. Развлечение – такого слова нет в обиходе. Своего телефона нет. Общение со сверстниками только на перемене в школе.
Персонаж Б. Рассказывает, что плохо учится по одному предмету, потому что не нравится новая учительница, которую взяли на место прежней. Прежнюю уволили из-за отсутствия ковид-сертификата. Специально плохо учится. И не одна она, а целый класс.
Персонаж В. Не знает, о чем разговаривать с одноклассниками, потому что не смотрит в Тик-Токе видео, которые смотрят они. Все смотрят, а она нет, ей неинтересно. И ее из-за этого не принимают в свои. Это не короткий комментарий, это более чем двухчасовая сессия на тему.
Персонаж Г. В доме маленькие дети. Родители и малыши просто постоянно снуют перед носом в камере. Каждый раз девушка отключает микрофон, включает, когда говорит свою реплику. Вокруг шум. Ей неудобно передо мной. У нее нет своего пространства. Она хочет учиться. Как, где? При этом есть чувство вины перед близкими. Такой персонаж – не единственный в своем роде. У других полный дом животных, например. И тоже все кругом скрипит, звенит, падает, мяукает. Она тут разговаривает в прямом эфире, рисует и делает записи, рядом на том же столе накрывается ужин. Каждая фраза комментируется.
Бесчисленные персонажи Д. Их пожирают социальные сети и гаджеты.
Роскошь человеческого общения
Многие, очень многие хотели поговорить о выборе учебного заведения. Кто-то переходит из основной школы в среднюю, кто-то заканчивает среднее образование. Очень любопытное наблюдение - молодежь из глубинки куда более практична, реалистична и предприимчива. У многих есть конкретные планы – они хотят открыть свое дело. Кто-то мечтает о сети кондитерских, кто-то хочется поучиться и вернуться в свои края, чтобы поднять свое хозяйство, со временем стать местным депутатом. У этих ребят есть весьма четкое понимание, на кого им надо учиться, где это можно сделать, остается лишь настроиться на переезд, представить себе жизнь в общежитии и т. д. А есть горожане, которые выбирают исключительно из категорий «университет» или «академия», но (цитирую) «академия – это же, наверное, не очень престижно…» На бюджете будешь учиться или платно? Не знаю. Откуда деньги возьмешь, если платно? Не знаю, наверное, мама даст, мы не говорили об этом. До конца 12-го класса осталось несколько месяцев… Ни о чем не ведутся разговоры. Казалось бы, подростки - первая любовь, например, должна быть на уме. Очень редко. Говорят не про любовь, про невнимание к себе. Чувствуются огромный потенциал, небезразличие и в то же время какая-то подавленность. Многие плакали. Но ВСЕ улыбались в конце своей индивидуальной сессии, потому что им понравилось мечтать и мечтать практично, и – главное - понравилось, что наконец получилось проговорить и упорядочить свои мысли, с ними наконец-то кто-то разговаривает, их слушают, кого-то волнует, что они думают. Это были очень нелегкие сессии, но они действительно того стоили.
И вот настал час Х, когда команды из всех 10 школ собрались вместе онлайн. Первые дни весенних каникул, а они заходят в ZOOM, хотят узнать что-то новое, хотят увидеть новых людей. Все, как один, страшно переживали, как они будут выглядеть перед другими, когда их так много, все незнакомые, как смогут общаться друг с другом… Тем не менее - эти молодые люди уже выговорились в предыдущем индивидуальном этапе, уже доверяют мне, уже не так страшно.
Неформальное обучение в комбинации с искренним интересом к истинным нуждам и желаниям молодежи способно творить чудеса. Моя личная огромная гордость по поводу этого проекта заключается в том, что в проекте участвовали ребята, которые говорят дома на разных языках - латышском, русском, польском, латгальском. Изначально было объявлено, что можно говорить так, как удобно, и все вместе будем помогать, переводить, если надо. И это получилось. Участники работали в смешанных группах и смогли договориться без каких-либо конфликтов. Не в этом ли прелесть и сила латгальской молодежи?
В итоге участники познакомились, подружились, научились работать в группе, задумались о проблемах общества, которые их волнуют, и создали свои идеи, свои инициативы в смешанных командах из нескольких школ. К ребятам также приходили гости онлайн, которые рассказали о разных проектных программах, других реальных проектах и некоторых организациях, которые есть вокруг и с удовольствием поддержат их идеи.
Предварительные итоги и мои эмоции
Пару слов об итогах. Одна группа предложила инициативу против моббинга в школах, встречи и дискуссии по этой теме. Другая группа переживает о депрессивном состоянии учеников в школах и хотела бы организовать различные занятия со специалистами. Третья команда – за экологию и считает, что начинать учиться заботиться об окружающей среде нужно с пятилетнего возраста, поэтому они предлагают провести образовательные субботники с родителями и их маленькими детьми в разных городах Латвии. Четвертая команда хотела бы мотивировать молодежь по всей Латвии быть более заинтересованной, более активной в целом, для этого приглашая на встречи в школы людей, которые могли бы поделиться своими удивительными историями успеха. Пятая команда готова провести международный проект, в котором молодежь из разных стран обменялась бы различными психологическими практиками для повышения самооценки, осознания своей миссии и поддержки друг друга.
Это, конечно, очень краткое обобщение идей участников. В проекте были школьники с 12-13 лет и старше. Я много лет работаю в этой сфере. И, знаете, многие руководители проектов в подметки не годятся этим подросткам, которые четко, быстро, слаженно, ясно смогли разобраться с премудростями проектного дела, сформулировать цель, целевую аудиторию, результаты, эффекты и прочее. Как им это удалось? В своих комментариях ребята написали, что у них наконец появилась возможность встретиться с новыми людьми, познакомиться, высказаться, помечтать и помечтать по делу, быть услышанными и поддержанными. Со всеми командами мы обсудили реальные возможности того, как эти инициативы могут воплотиться, где можно получить финансирование, кто, какая организация может помочь и т. д.
Проект закончился, но юла запущена. Ребята обменялись контактами и создали общий чат, участников которого объединяют не домашние задания и Тик-Ток, а общие идеи. «Миромида» будет на связи со всеми в течение всего года, чтобы поддержать контакты команд с различными организациями, подать проектные заявки и организовать свои проекты.