Одиночке не пробиться

«Центр согласия» во главу угла избирательной кампании поставил требование введения мажоритарной избирательной системы. ЗаПЧЕЛ же не относит вопрос реформы избирательной системы к числу приоритетов. Нас больше интересует проблема расширения контингента избирающих. А именно: восстановление всеобщего избирательного права путем ликвидации массового безгражданства, и как первый шаг - допуск неграждан к местным выборам. В то же время ЗаПЧЕЛ - за сохранение существующего пропорционального порядка выборов. В чем же причина их «новаторства» и нашего «ретроградства»?

Мажоритарная система выборов снизит количество левых в Сейме до 8- 10 человек

Особенности избирательных систем

Мажоритарная система предполагает разбивку страны на округа, в каждом из которых в парламент проходит лишь один кандидат. Именно так в 1990 году избирался Верховный Совет, что не помешало ему лишить политических прав 1/3 своих избирателей, а впоследствии без суда отобрать мандаты у 16 коллег из оппозиционной фракции «Равноправие».

Пропорциональная система предполагает конкуренцию не личностей, а партийных списков. Количество избранных по списку депутатов пропорционально доле голосов, поданных за список. «Прививкой» мажоритарности к пропорциональности является барьер, отсекающий списки, набравшие меньше 5% голосов.

Аргументы за и против

ЦС считает, что мажоритарная система способствует отбору ярких личностей, независимости депутата от партийных спонсоров, учету им нужд избирателей, исключению межфракционных переходов, введению механизма отзыва не оправдавшего доверия депутата. Все эти простые и понятные избирателю аргументы уязвимы для критики.

Современные политтехнологии позволяют «сделать конфетку» из самой неподходящей субстанции. Это касается как партийного списка, так и отдельного кандидата. И вряд ли избирателей по всей стране (при пропорциональной системе) легче одурачить, чем избирателей отдельно взятого округа.

В странах с мажоритарной системой кандидатов выдвигают те же политические партии. Избранный депутат вступает в соответствующую фракцию. От пробившегося в Сейм гениального одиночки, не пользующегося аппаратом фракции и партии, не руководствующегося разработанной коллективными усилиями программой действий, толку ноль.

Партия с устоявшимся среди части избирателей авторитетом, уважаемой ими идеологией и старыми заслугами априори имеет не измеряемый деньгами стартовый капитал, позволяющий сохранить и определенную финансовую независимость.

Наличие 5-процентного барьера на выборах в Сейм приводит к сомнительной «консолидации» не могущих его преодолеть по отдельности политических сил. В результате появляются такие противоестественные гибриды, как либерально-консервативный союз «Латвийского пути» и Первой партии. Или открытый список ЛСДРП с присутствием в нем прямо противоположных по идеологии христианских демократов (к тому же клинических русофобов). Что касается отзыва депутатов, то любая система отзыва будет использоваться прежде всего против «неудобных». При ее введении вся оппозиция рискует стать белой и пушистой.

Подоплека

Пропорциональная система обеспечивает представительство в Сейме группы лиц, являющейся в стране заведомым и нелюбимым меньшинством. 25% русскоговорящих избирателей обеспечивают 25 мест в Сейме партиям, не желающим поддерживать этнократический режим.

При мажоритарной системе такие депутаты могут быть избраны лишь в регионах, где русскоговорящие избиратели составляют большинство. Таких в Латвии три: Даугавпилс (77%), Резекне (52%) и Даугавпилсский район (51%). В них проживают 8% всех избирателей, обеспечивающих в лучшем случае восемь, а наиболее вероятно – шесть противников этнократии в Сейме.

Существуют еще отдельные районы Риги – Болдерая, Пурвциемс и Плявниеки, где на муниципальных выборах 2005 года (на 24 участках из 158!) за «русские» партии было отдано абсолютное большинство голосов. Это еще четыре депутата, позволяющие довести число «русской» фракции Сейма до 10.

Выборы 2005 года в Риге впервые проходили с элементами мажоритарной системы – наличием 5-процентного барьера, который ПНС не преодолела. Это стоило русским партиям потери власти в думе.

Интересно, что фракция ПНС в Сейме в полном составе голосовала ЗА введение 5-процентного барьера на выборах в Риге. ЗаПЧЕЛ же был ПРОТИВ, пытаясь удержать партнеров от политического суицида.


Написать комментарий