Тренажер для бизнесмена

Латвийский экономист Светлана Григорьева помогает расти российским предприятиям. Готова прийти на помощь и своим.

Совсем скоро доктор экономики Светлана Григорьева получит российский патент на разработку «Модели успешного развития бизнеса», признанную открытием. Взяв на вооружение именно эту модель, российский комбинат «Сафоновохлеб» в пять раз увеличил выпуск продукции и вышел на международную арену. В Латвии о ноу-хау соотечественницы знают пока единицы.

Магия цифр

…В 1999 году прямо из МГУ, где прошло обсуждение докторской диссертации Светланы Григорьевой, ее пригласили на Сафоновский машиностроительный завод. Директор предприятия попросил Светлану Ильиничну провести расчеты на основе ее «Модели успешного развития бизнеса», после чего предложил должность своего консультанта. Потом была «Смоленская мануфактура». С 2000 года модель Григорьевой взяло на вооружение АО «Сафоновохлеб».

Несколько лет назад казалось, что перспектив у тогда небольшого хлебокомбината нет совсем. Оборудование старое, население бедное, поднимать цены, обновлять ассортимент нельзя: у хлебокомбинатов в России ограничения на прибыль. Но Елизавета Малик, директор предприятия, очень верила в успех. Познакомилась со Светланой Григорьевой, и та с помощью расчетов показала те границы, за которыми комбинат просто не выживет. Стало ясно: чтобы жить, ему нужно развиваться как минимум в полтора раза активнее.

…Уже через полтора года объемы производства на предприятии выросли в два с лишним раза, прибыль – на восемьдесят процентов, зарплата повысилась более чем в полтора раза. Потом образовались три совместных предприятия: с Израилем, Болгарией, Германией, появились филиалы в других городах области.

Я не хочу хвастаться, – говорит Светлана Ильинична, – но Елизавета Малик объездила полмира в поисках альтернативы развития комбината и призналась, что так ничего и не нашла… Она у меня в Риге бывает каждый год. И мы по-прежнему вместе решаем все вопросы.

Еще раз о деньгах

- Светлана Ильинична, и в чем же секрет?

Наш бизнес имеет тенденцию к запаздыванию. Люди начинают тянуть назад, но не потому, что не хотят успевать, они не могут… Так вот, грамотные модели бизнеса помогают воздействовать на поведение людей. Что имеется в виду? Бизнес – это два процесса. С одной стороны, идет его капитализция – накопление средств, которые позволяют компании мобильно действовать. С другой – накопление потенциала персонала. Эти два процесса не должны друг от друга отставать. Здесь есть чисто количественная зависимость, и я ее выявила, а затем вывела формулу, которая подтверждена на самых разных уровнях.

Берете годовую величину инвестиций в основные средства и делите ее на годовой фонд заработной платы. При нормальной динамике эффективности получаете значение 0,2 или близкое к нему. В случае резкого отклонения от этого значения мы имеем нарушение баланса между двумя важнейшими денежными потоками: в основные средства и в труд. Ведь в бизнесе важно управлять структурой роста денежных потоков, а нарушение пропорциональности означает снижение роста стоимости компании и ее дивидендов в будущем.

- Да, отнимать деньги у себя и вкладывать их в инвестиции готов не каждый предприниматель…

В обыденном сознании деньги намертво связаны с потребностями не фирм, а их владельцев. Это и есть беда нашего бизнеса: часто хозяин не знает ни одной цифры, кроме своих денежных потоков. Не имеет понятия, что происходит внутри компании. Но ведь если время для накопления стоимости компании упущено, рост ответственности может просто вас раздавить.

Когда я училась водить машину, меня посадили на тренажер. Модель, о которой я говорю, дает такой же тренажер в руки предпринимателю. Меняй соотношение, вводи другие параметры, изучай, смотри, и компьютер тут же выдаст механику – что изменится, если ты…

«Красная кнопка» вместо «черного ящика»

- И что же изменится?

В модели двадцать девять показателей, все очень ясно и прозрачно. Бери и считай! Ее использование дает руководителю восхитительное чувство контроля над бизнесом. У наемных сотрудников меняется отношение к работе. И не только потому, что растет зарплата, которую они могут теперь сами безошибочно рассчитать. У людей появляется интерес, замешанный на возможностях роста.

- Светлана Ильинична! А в Латвии у вас есть единомышленники?
bq. Сторонники есть, потому что трудно возражать фактам и цифрам. Но желающих работать с моделью было бы больше, если бы до них доходила информация. А потому – добро пожаловать на мой сайт . Собираюсь перевести его содержание на английский. Наши быстрей поверят, когда модель признают «там».

Я уже третий год как вернулась из России и никак не могу понять, к кому же латвийский бизнес прислушивается. В России это международный клуб директоров, который пропускает через себя все новые вещи. Собираются, анализируют, спорят, кому надо – помогают. А в Латвии… Сейчас ситуация с бизнесом у нас накаляется, и все это чувствуют. По регистру в стране 50 тысяч предпринимателей. А сколько реально работают хотя бы пять лет, сколько идут по восходящей? Это, как и многое другое, неизвестно. На сегодняшний день важно создавать здесь островки понимания. Нужен фонд развития предпринимательства, не государственный, не лоббированный, без ловкачей, чтобы можно было использовать модель и помогать предпринимательству. Бизнесмены мечтают о «красной кнопке»: нажал – и все пошло. Такая кнопка существует – это «Модель успешного развития бизнеса».


Написать комментарий