«Война и мир»: продолжение следует

Как уже сообщал вчера Телеграф, в Литве начались съемки четырехсерийного фильма "Война и мир", в которых принимают участие телекомпании шести стран, в том числе и России. Это самая крупная европейская копродукция за последнее время, ее стоимость — 26 млн. евро. Но первопроходцами были русские кинематографисты.

Галопом по окопам

Новорожденное русское кино к литературе относилось прагматично — экранизации пеклись как блины. С классиками не церемонились — например, в немой экранной версии “Идиота” все перипетии романа Достоевского были уложены в 15 минут. К моменту, когда добрались до “Войны и мира”, Лев Николаевич уже пять лет, как упокоился. Эпопею снимали наперегонки, в считанные недели лучшие тогдашние режиссеры — Владимир Гардин с Яковом Протазановым и Петр Чардынин. Чардынинская версия “Наташа Ростова” (“Драма в пяти частях”) имела больший успех благодаря очаровательной балерине Вере Коралли, подруге знаменитого певца Леонида Собинова, любимице публики. Ольга Преображенская — Наташа в фильме Гордина и Протазанова — перед ней померкла. А уж товарищество Талдыкин и К, снявшее в том же году свою версию, и вовсе оскандалилось — их опус до экрана не дошел.

Любовь и кровь

В США на “фабрике грез” к “Войне и миру” в 1956 году тоже подошли прагматично — ведь коммерческий успех в романе был запрограммирован. Режиссер Кинг Видор очень старался. Но хотя батальные сцены и снимались с размахом, в экранизации, согласно голливудским стандартам, доминировала любовная интрига. Треугольник составили Одри Хэпберн — Наташа, Мел Феррер — князь Андрей (кстати, между Одри и Мелом завязался серьезный роман уже и в жизни) и красавец Генри Фонда, замечательный актер, внешне ничем не напоминающий увальня Пьера.

В России фильм высокомерно обозвали “развесистой клюквой”, но Наташу — Хэпберн приняли с энтузиазмом.

“Война и мир” — оскароносная

После выхода на советские экраны фильма Кинга Видора общественность всколыхнулась: почему это советские кинематографисты не обращаются к великому наследию?

И, спустя некоторое время, в 60-х годах прошлого века за этот грандиозный проект взялся Сергей Бондарчук, ставший знаменитым и любимым после роли в фильме “Судьба человека”. В подготовительную работу активно включились и зрители — съемочную группу засыпали семейными реликвиями времен войны 1812 года, рекомендациями, кого нужно снимать в главных ролях. Начались пробы. На роль Наташи пробовались первые красавицы — Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева… Но Наташей в итоге стала беленькая голубоглазая худышка из Ленинграда — начинающая балерина Людмила Савельева. Ее нашел ассистент Бондарчука, привез в Москву. Людмила, как сама говорит, ощущала себя “гадким утенком”, была зажата, и Бондарчуку не понравилась. Только из жалости он решил все же сделать пробы. Дебютантку спас Иннокентий Смоктуновский: он играл сцену расставания князя Андрея с Наташей так, что Савельева в паре с ним забыла страх и смущение.

К сожалению, сниматься Смоктуновский не смог — именно в этот момент Григорий Козинцев предложил ему роль Гамлета в своем фильме. А Людмилу на роль утвердили. Потом, когда “Война и мир” вышла на мировые экраны, ее Наташу везде принимали восторженно, а во Франции у молодых мам даже вошло в моду называть новорожденных дочерей Наташами. Фильм Бондарчука получил в Америке “Оскара” и, вполне возможно, так и останется непревзойденной по масштабам и мастерству экранизацией романа.

Никита не захотел уколоться

В картину Бондарчука пробовались и оба брата Михалковых. Андрон — на роль Пьера Безухова. А школьник Никита, к тому времени уже сыгравший в фильме “Приключения Кроша”, — на роль Пети Ростова.

Никите завили волосы (он даже надеялся, что волнистыми они останутся навсегда), одели в мундир. Бондарчуку проба понравилась, он даже снял его в крошечном эпизоде “Охоты” в качестве дублера — в кадре мальчик прекрасно гарцевал на скакуне.

Но… 16-летний Никита быстро рос. И это обстоятельство испугало режиссера: Петя войдет в кадр мальчишкой, а выйдет мужчиной? Придется все время менять грим, перешивать костюмы…

Бондарчук даже предложил Никите: “Давай тебе сделаем хитрый укол, и больше расти не будешь”. Никита сначала всерьез задумался: может, пожертвовать ради первой большой роли красотой? Но остыл. И на роль утвердили актера Сергея Ермилова. Кстати, много лет спустя история с уколом повторилась — теперь уже сам Никита Сергеевич, снимая вторую часть “Утомленных солнцем”, предложил своей дочке Наде сделать подобный укол, чтобы не так быстро расти. Но девочка, как и ее умный папа, отказалась.


Написать комментарий