Латгальская Жанна д'Арк 2

Ликсна - одно из старейших поселений Латгалии. На это было немало веских причин, например, близость к Динабургу (административному центру этого района), отлаженная система сообщений по Даугаве. Только благодаря тому, что по Даугаве ежегодно сотни стругов доставляли в Ригу зерно, лес, лен, она и стала самым крупным городом в Балтии.

К этому времени уже сложилась надежная сеть дорог (буквально рядом проходил основной тракт, соединявший Санкт-Петербург с Варшавой и Ригой). Конечно, сыграли свою роль и удивительные красоты ликсненского края – высокий берег Даугавы, густо поросший мачтовыми соснами, березовые рощицы по берегам маленьких речушек и озер, богатый дикий животный и птичий мир.

Уже с 14 века динабургские комтуры жили в Ликсне, оттуда посылали донесения в Ригу обо всех действиях литовцев на левом берегу реки.
В 1626 году под Ликсной разыгралось крупное по тем временам военное сражение. В кровопролитной битве смоленский воевода Александр Гансевский разгромил войско шведского генерала Горна. Здесь едва не погиб и сам шведский король Густав Адольф, под лошадью которого разорвалось ядро – седло разлетелось в клочья, пистолеты были разбиты, а сам король упал в реку.

С конца 17 века Ликсна становится основной усадьбой всех владений Плятер фон Зибергов. Она была одним из духовных центров латгальского края, это прежде всего связано с колоритной фигурой графа Михаила Плятера-Зиберга, человека грамотного, великолепно образованного, большого любителя литературы и истории.

В 1826-56 г. в Ликсне работал каноник Томас Косавский, издавший несколько книг на латгальском языке. Ликсну избрали и местом своей просветительской деятельности братья Скринды, занимавшиеся книгопечатаньем в конце19 века.
Сохранились воспоминания о Ликсне и в записях плац-адъютанта Динабургской крепости В.Роткирха.
Последним владельцем имений в Ликсне и Погулянке до 1918 года был Ян Казимир Йозеф Плятер фон Зиберг.

ЛиксненскаЯ Жанна Д`Арк

Одна из ярчайших фигур польского восстания 1830 года – Эмилия Плятер, ликсненская Жанна Д`Арк, чье 200-летие будет в этом году широко отмечаться в Польше. Но на право называть ее “своей” героиней претендуют Беларусь, Латвия и даже Литва, так как Эмилия Плятер родилась в Вильно 18 ноября 1806 года, а затем была увезена матерью в Ликсну.
Эмилия с детства была серьезной, ее мало интересовали игры, танцы, наряды, мечты о замужестве. Дома имелась великолепная библиотека, и девочка учила историю и литературу Речи Посполитой, читала книги о знаменитых людях, которые с оружием в руках воевали за свободу своей страны, в том числе и о Жанне дАрк, портрет которой висел в ее комнате вместе с портретами Костюшко и других национальных героев. Подросшая Эмилия увлеклась белорусским фольклором, занялась его собиранием и записыванием.

Естественно, что, имея такую натуру и воспитание, Эмилия Плятер не стояла в стороне от освободительного движения, которое в 1831 году началось восстанием в Польше, а затем перешло на часть Литвы и Беларуси.

Во главе с Эмилией и Цезарием Плят
ерами собрался партизанский отряд и пошел на Динабург, совершив по дороге нападение на почтовую станцию Даугели. Партизаны разбили небольшой русский отряд, добыли лошадей и немного оружия. 2 апреля они встретились с охранной частью генерала Ширмана. Под Утяной состоялся бой, в котором Э.Плятер своим примером вдохновляла товарищей на мужество. 4 апреля отряд взял местечко Езеросы.
После того как казаки выбили восставших из местечка и почти что разбили его, Эмилия и ее адъютантка Мария Прушинская с группой партизан добрались до отряда Кароля Залусского около города Поневежа. Появление девушек в отряде подняло боевой дух партизан. Повстанцы с радостью встретили Эмилию и считали за честь служить вместе с ней.

Непрерывные бои, сражения, и повсюду она – хрупкая девушка, символ преданности и мужества, непреклонной воли к свободе. 19 июня она участвует в битве за Вильно – пике восстания на территории бывшего Великого княжества Литовского. Однако взять город не удалось. Повстанцы понесли большие потери и вынуждены были отступать на запад под ударами русского войска.

После разгрома восстания Эмилия, больная, скрывалась у друзей в Литве, а зимой, 23 декабря 1831 года, она скончалась. Нежный женский организм не вынес суровых испытаний. Кончина Эмилии Плятер как бы символизировала и конец восстания.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Однако неординарная линия судьбы Эмилии Плятер некоторым образом продолжалась и после ее смерти. В 1833 году разбитые повстанцы сделали попытку вернуться из-за границы в Польшу, Литву, Беларусь, чтобы снова поднять знамя борьбы. Э.Плятер, уже посмертно, была причислена к разряду государственных преступников, все ее имения и имущество были конфискованы. Но память о девушке осталась.

Об Эмилии говорили уже во время восстания. Из уст в уста передавали о ней рассказы, которые обрастали фантазиями и легендами. Известия о героизме бесстрашной “литвинки”, новой Жанны дАрк, как ее стали называть, разлетелись по всему свету. Ее имя вошло в легенды, она была воспета в известном стихотворении А.Мицкевича “Смерть полковника”, многочисленных произведениях других писателей и поэтов Польши, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Англии. О ней рассказывают романы и драмы, в ее честь названа одна из центральных улиц Варшавы. И лишь у нас в Латгалии это имя известно узкому кругу увлеченных историей краеведов.


Написать комментарий

Стихотворение Мицкевича называется:"Cмерть командира".

Меня зовут Владимир Литвин,проживаю в Санкт-Петербурге, занимаюсь исследованием белых пятен истории Российской Империи. Генеологическим исследованием линии баронов Ропп. В википерии барона Э.Ю.Роппа указано, что он родился в 1851 году в Ликсне, по другим источникам "Лихно".
Можно у Вас уточнить этот вопрос?
Владимир rey89uop@yandex.ru

Написать комментарий