«Три брата», которые нас погубят?

Самый масштабный на сегодня архитектурный проект «Новые три брата» горячо обсуждается и еще долго будет обсуждаться, поскольку проект касается всех нас.

По некоторым оценкам, возведение «братьев» – Национальной библиотеки, концертного зала и музея современного изобразительного искусства – потребует до полумиллиарда латов. Естественно, взятых из госбюджета. Стало быть, за стройку заплатит каждый из нас, даже те, кто, например, не любит современное искусство. Это во-первых. Во-вторых, любая промашка проектировщиков или строителей тяжким грузом ляжет на плечи налогоплательщиков. Не говоря уже о том, что стоимость объектов в процессе строительства, скорее всего, возрастет. Увеличение затрат на возведение Южного моста – яркий тому пример. Поэтому мы решили начать на страницах «Часа» дискуссию: действительно ли нам нужны «Три брата», или лучше забыть об очень дорогих проектах и потратить деньги на что-нибудь другое.

Дом «посреди реки», отражающий Вецригу

Проект концертного зала вызвал, пожалуй, самые жаркие споры. В дискуссию включились и градостроители, и архитекторы, и гидрологи, и экологи. Возражения против строительства зала «посреди реки» и аргументацию специалистов мы приведем в следующем материале, а пока предоставим слово тем, кто уверен в необходимости строительства зала.

На вопросы «Часа» ответил один из соавторов проекта концертного зала Алексей Бирюков – архитектор бюро Sоlis, Zвbers un Kпвva . Представленный ими проект вышел победителем в архитектурном конкурсе.

Рижская метафора

  • Начнем с того, почему для строительства концертного зала была выбрана именно АВ-дамба?

- Выбор месторасположения будущего объекта не в компетенции архитектурного бюро. Городом были предложены пять мест, которые подробно обсуждались на специально организованном архитектурном пленэре, в котором приняли участие ведущие латвийские архитекторы, а так же представители некоторых европейских бюро. Их задачей было с точки зрения градостроительства определить наилучшее место для возведения концертного зала. К рассмотрению были предложены площадки на Андрейсале, Кливерсале, полуострове Грапью, на берегу Даугавы в Кенгарагсе, площадка в Московском форштадте и, наконец, АВ -дамба. Все места, кроме дамбы, оказались по тем или иным причинам неприемлемыми. И лишь после этого, спустя год, был объявлен архитектурный конкурс. АВ-дамба – место очень интересное и весьма сложное, но тем заманчивее было решить эту архитектурную задачу. Вписать там именно концертный зал – еще сложнее. Но позволю задать вам вопрос, как рижанин рижанину: а что бы вы там хотели видеть?

  • Я лично хотел бы видеть хотя бы приблизительную реплику архитектуры Вецриги.

- О! Реплику вы как раз и увидите. Поскольку одна из метафор архитектуры зала – намек на объемы, присущие Старой Риге. А сама функция зала как дома музыки только дополняет это визуальное решение как идеологически, так и символически.

Дом в реку не сползет!

  • Меня, да и многих рижан, волнует, как вы решали гидрологические и гидротехнические задачи, предваряющие чисто архитектурное решение? Проще говоря, не сползет ли здание в реку?

- Не сползет. Проект предусматривает строительство на месте старой – новой, усиленной дамбы.

  • Не слишком ли это расточительно – закапывать деньги в землю?

- По оцeнкам экспертов, дамба сейчас находится в аварийном состоянии и реконструкция ей необходима в любом случае. Наше решение, как и у большинства остальных участников конкурса, предусматривает частичное расширение дамбы, невозможное без ее реконструкции, a также строительство двух мостов – в продолжении улицы Триядибас и в продолжении самой дамбы в сторону Кипсалы, что решит транспортную проблему. Иначе сооружение как зрелищное просто не сможет функционировать. Кстати, в отличие от других проектов, мы старались максимально сохранить существующую конфигурацию дамбы. Но нашей основной задачей было предложить яркое и обоснованное решение самого объема концертного зала.

  • А подъездных путей к нему и автостоянок?

- Разумеется, спроектировали и их. И это тоже была непростая, но интересная задача. Сложности только давали толчок мысли, что позволило архитектуре здания стать именно такой. Если бы оно стояло в чистом поле – мог бы получиться ангар…

Восемь сэкономленных миллионов

  • Финансовое обоснование проекта тоже вы делали?

- Нет, сметчики из компании RBS Skals . И уверяю вас, смета ими не из пальца высосана.

  • А вы стремились при разработке архитектурной части снизить предварительно озвученную сумму в 30 млн. латов?

- Нельзя выполнить хороший архитектурный проект, имея в виду снизить расходную часть. Это не типовое проектирование. Но тем не менее сумма снизилась до 22 миллионов.

  • А у ваших конкурентов были проекты с меньшей стоимостью?

- С меньшей не было, насколько мне известно, у нашего она самая низкая. Но это только стоимость возведения самого здания, без учета стоимости работ по реконструкции дамбы и строительству инфраструктуры.

  • И во что это в итоге выльется, вы знаете?

- Есть экономические структуры, которые все это будут считать. На этом этапе это не наша задача, и вопрос ваш не к архитекторам, а к заказчику. Откуда он возьмет деньги, я не знаю.

Если зал нужен – нужно искать деньги

  • Как откуда – у нас с вами, у всех рижан. Пометут по бюджетным сусекам…

- Если зал нужен – деньги нужно искать. То, что мы предложили – это только эскизный проект, но если все удастся сделать как надо, – это будет яркий для левобережья Риги архитектурный символ. Если в стране сегодня проблема с деньгами, то это не значит, что сегодня ничего не нужно делать… Проект Дидрихсонса «Новый Амстердам» по застройке Кливерсалы и наш – это современная метафора, отражающая силуэт Старого города с его насыщенными объемами, развернутыми в разных плоскостях и поднятыми на разную высоту. Так вот: в здании концертного зала Вецрига днем будет отражаться буквально – в больших остекленных поверхностях. Вечером с правого берега Даугавы будет заметен его четкий силуэт, а в темное время оно будет романтично и тепло светиться изнутри. В нем будут не один, а три концертных зала, а также рабочие помещения для трех ведущих музыкальных коллективов – национального симфонического оркестра, камерного оркестра и хора, которые станут их домом. В латышской ментальности иметь свой домик, обустроить его и уютно жить.

  • А вы не загородите вид на Старый город гостям столицы, живущим в отеле Rаdisson SAS?

- Нет, зал будет в дальнем конце АВ- дамбы.

  • Тогда он закроет вид со стороны Вецриги на строение рядом с Rаdisson SAS, напоминающее цех рыбоконсервного комбината?

- Да, несколько прикроет.

  • Ну что ж, это уже хорошо.

21.08.2006 , 11:29

chas-daily.com/


Написать комментарий