КЧП – как это происходило в Даугавпилсе

15 лет назад провал печально знаменитого москового путча ознаменовал гибель некогда великой державы - СССР.

В то время как в Москве происходили эти события, окраины тогда еще существовавшей империи затаились в ожидании того, чем обернется дело. Одним из таких городов был и Даугавпилс.

Вспоминает  Алексей Видавский, который в то время, в 1991 году, являлся депутатом Верховного Совета ЛССР:

- Наиболее судьбоносную роль, конечно, путч сыграл для Украины, России и Белоруссии, помешав этим республикам подписать новый союзный договор. Не менее важными эти события оказались и для стран Прибалтики, которые, не собираясь продлевать свое пребывание в СССР, с поражением ГКЧП обрели независимость и фактически, и юридически. Нельзя не отметить, что все депутаты ВС ЛССР, вне зависимости от фракционной принадлежности, единодушно осудили неконституционные действия путчистов. В тот момент трудно было еще предсказать и Беловежскую пущу и расстрел Белого дома в 1993 году, но все понимали, что действия путчистов не несут ничего хорошего для будущего.
Я узнал о происходящем, приехав на работу 19 августа. Тогда же сказал дозвонившемуся журналисту, что не вижу смысла в поддержке “гэкачепистов”, поскольку сразу возникло много вопросов и по поводу таинственного исчезновения президента Горбачева и его затянувшегося молчания. Меня поразило тогда присутствие среди путчистов Бориса Карловича Пуго, которого я знал как очень талантливого, честного и ответственного человека. Видимо, потому он решил поступить по-мужски, уйдя из жизни после поражения путча.

Когда я избирался в ВС, наша позиция состояла в поддержке целостности Советского Союза, но когда большинство латвийцев высказалось против, необходимо было сделать из этого выводы… Народ выбрал независимость и очень жаль, что многие обещания, которые он получил от верховной власти тогда, не были выполнены…

По воспоминаниям Валдиса Лаускиса, руководившего тогда городским отделением Демпартии труда:
- 3 марта был проведен референдум по вопросу – быть ли республике независимой? В Даугавпилсе 51 процент горожан высказался по этому вопросу положительно. Правда, через месяц 50,5 процента горожан заявили, что все-таки хотели бы по-прежнему жить в рамках СССР. Хотя еще годом раньше была объявлена Декларация Независимости, объявлен переходный период.
Утром 19 августа я ехал на работу и услышал по радио, что группа Янаева вводит в Москве чрезвычайное положение. Я сразу же сказал своим коллегам, что более глупого шага вообразить трудно – коммунисты и так слабели с каждым днем, и это лишь означало начало их агонии. От имени правления городского отделения нашей партии мы распространили воззвание к народу, с призывом сохранять спокойствие, ведь путч обречен на неудачу.

21 августа, у стен пединститута мы, от имени Союза демократических сил организовали митинг, на который пришли полторы тысячи горожан. Люди говорили, что путч – это акт отчаяния со стороны радикалов, обреченных на поражение. Действительно, он практически закончился, а следующие два дня мы лишь справлялись с последствиями случившегося. Большой удачей стало то, что тогдашний руководитель Прибалтийского военного округа Кузьмин не отдал приказа своим войскам прибегнуть к силе.

Когда позже, решением ВС я стал руководителем города, я не думал о проведении каких-либо репрессий, сказав людям: “СССР безвозвратно ушел, ту эпоху не вернуть. Давайте же посмотрим, как можно самостоятельно решать свои проблемы в условиях независимого государства.”
Пожалуй, самые неприятные впечатления тогда выпали на долю Владимира Жаркова, стоявшего во главе горсовета:

- О начале путча я узнал 19 августа в 6 часов утра. Собравшись на заседание, мы решили, что не будем принимать решения о поддержке ГКЧП. Все городские учреждения и предприятия работали в обычном режиме. После этого горсовет продержался еще месяц. В одно утро я увидел вооруженных людей в горкоме партии, первым внештатным секретарем которого тогда был. Они сказали: “Ваша власть кончилась, пришла власть новая”. Тогда я собрал вещи и отправился домой.

Мысли горожан были захвачены неудавшимся переворотом – в течение почти месяца это была едва ли не главная тема для разговоров на улицах и в общественном транспорте. Потом все как-то забылось: на Даугавпилс, на Латвию в целом надвигались события, быстро заслонившие в памяти неудавшийся путч…


Написать комментарий