Как Райвис чиновников строил

В помещении Музея баррикад 1991 года прошла дискуссия о преподавании истории Латвии как отдельного предмета. Ее инициатором выступила национал-радикальная партия «Все Латвии» и ее лидер Райвис Дзинтарс. Чиновники министерства образования откликнулись на предложение маргиналов.

Лидер карликовой партии учит педагогов истории

До недавнего времени прошлое страны преподавалось в рамках школьного курса истории. Не менее трети его посвящалось Латвии. Эту методику поддержали Латвийская ассоциация учителей истории с учетом опыта ЕС, а также исследователи Латвийского университета. Основной акцент в преподавании истории делался на развитие способностей учащихся работать с историческими источниками и литературой. Не забывая при этом о хронологии событий на территории Латвии.

Но министром стала Ина Друвиете («Новое время»). Переняв жесткую линию от однопартийца Шадурскиса, она в январе предложила выделить историю Латвии в отдельный предмет.

Ужаснувшиеся преподаватели истории собрали более 150 подписей против авантюрного решения, но идея зажила своей бюрократической жизнью. Ина Друвиете давно не министр, но с 1 сентября в 40 школах Латвии история в течение трех лет будет преподаваться по экспериментальной программе.

И на этом фоне Райвис Дзинтарс, не блистающий рейтингами, попытался напомнить о себе.

Из высказываний «вселатвийцев» следует, что при преподавании истории главное – не знания, а патриотизм. Его отсутствие, мол, и привело к тому, что 18 ноября не часто встретишь молодых людей со свечами и патриотическими взглядами. А все беды – в министерских чиновниках и учителях истории, не желающих культивировать патриотическое отношение к стране и ее истории.

На вопрос «Часа», что он понимает под латвийским патриотизмом, Дзинтарс ответил: «Латышскую Латвию». Национал-радикалы постарше (в их числе ветеран Атмоды Вилен Толпежников) прямо призывали ввести проверку учителей на лояльность, а то вдруг научат детей, что не было в 1940 году оккупации. Как тогда проводить государственную политику?

Они приводили в пример опыт введения предмета истории Латвии в 1919 году. Одним росчерком пера – и не менее 6 часов в неделю.

Сотрудники министерства Имант Васманис и Даце Салениеце отбивались как могли. Три часа они объясняли, что сейчас, в ХХI веке, предметы росчерком пера не вводят, что для изучения модели преподавания без трехлетнего срока не обойтись.

Но оппоненты с ожесточением вопрошали: «Когда в классном журнале появится графа «История Латвии»?

После дискуссии Имант Васманис сообщил, что в любом случае речь идет о преподавании истории Латвии по госстандартам. Учебников пока нет. Работа в экспериментальном режиме является сугубо добровольным делом учителей и школьных администраций. От прогнозов, станет ли через три года преподавание истории Латвии обязательным, сотрудники министерства воздержались. Но заверили, что установка на подготовку думающих людей остается неизменной.

Судя по всему, это и не устраивает Райвиса Дзинтарса…


Написать комментарий