Генпрокурор Майзитис: «Будут новые громкие дела»

В прямом эфире программы «На перекрестке» (Латвийское радио - 1) «Час» и другие журналисты беседовали с генеральным прокурором Янисом Майзитисом.

В начале разговора ведущий «Перекрестка» Айгис Томсонс предложил гостю назвать самый злободневный вопрос.

Не задумываясь, Янис Майзитис ответил:

Введение закона об уголовном процессе. Я уже полгода пытаюсь понять: мы уже в кризисе или он только назревает? Что же касается работы полиции, то тут все признаки кризиса налицо. В первую очередь, он объясняется текучкой кадров, которая вызвана низкой зарплатой. Для работников прокуратуры в целом удалось решить этот вопрос.

По словам генпрокурора, из-за некомпетентности стражей порядка 2/3 статей нового закона не используется. Политики уже поспешили обвинить стражей порядка в том, что количество уголовных дел выросло. Хотя по новому законодательству приходится заводить уголовное дело не только в случае совершения преступления, но и, например, для проведения судебно-медицинской экспертизы в случаях самоубийств.

Несколько лет назад резко возросло число дел по поводу вымогательства – более чем в два раза по сравнению с бурной серединой 1990-х. Оказалось, уголовное законодательство начали использовать для ускоренного решения дел, которые должны рассматриваться в гражданском порядке. После усиления прокурорского надзора все скоро вошло в норму.

С подачи прокуратуры полиция безопасности возбудила уголовное расследование по поводу публикации распечатки телефонных разговоров по делу мясокомбината в Резекне. Причем сразу в двух направлениях – о публикации материалов прослушки и о злоупотреблениях на мясокомбинате. Если в распоряжение журналистов и общественности попали материалы, добытые в рамках оперативной деятельности, то это можно квалифицировать как уголовно наказуемое деяние – разглашение государственной тайны.

Что касается содержания переговоров руководителей мясокомбината с их покровителями из «Нового времени», то Янис Майзитис признался, что узнал о тетрадках с черной бухгалтерией из газеты. Пришлось взять на контроль и то, как расследовалось дело о злоупотреблениях в Резекне.

«Час» поинтересовался, собирается ли прокуратура заняться предвыборной рекламой социал-демократов, призывающей свергнуть существующий строй. Ведь за подобный призыв почти полгода провел в тюрьме национал-большевик Бенес Айо.

Мы не анализировали рекламу, хотя, возможно, и следует. Но сравнивать с другими процессами не всегда удачно с юридической точки зрения. Но если будет заявление, мы на него отреагируем, – уклончиво ответил Янис Майзитис.

На вопрос, ведутся ли в настоящее время против высших должностных лиц страны уголовные дела, о которых мы еще ничего не знаем, генпрокурор дал утвердительный ответ.

Но не ждите от меня имен! Слава богу, общественность много чего не знает. В Латвии еще можно сохранять государственную тайну.

Главной темой разговора стало дело Айварса Лембергса.
bq. Мы уже три года изучаем ситуацию в Вентспилсе – не по одному г-ну Лембергсу, по многим вентспилсским предприятиям.

Генпрокурор не сказал, кто дал информацию о деятельности мэра Вентспилса. Только посетовал, что законодательство не позволяет в случае содействия следствию освобождать от уголовной ответственности участников особо крупных экономических преступлений.

Никак не прокомментировал он и то обстоятельство, что Лембергс является единственным отечественным «олигархом», заслужившим особое внимание правоохранительных структур. Равно как и совпадение момента предъявления вентспилсскому мэру уголовного обвинения с выдвижением кандидатом в премьеры.


Написать комментарий