Ангелина Воляк и букет ее талантов

10 сентября исполняется 60 лет певице Ангелине Воляк. Четверть века она была ведущей солисткой и гордостью оперного театра Латвии, пела все партии меццо-сопрано, объездила со спектаклями всю Европу и весь Советский союз, ее записи вошли в золотой фонд нашего радио.

Расставшись со сценой, она не рассталась с музыкой и неожиданно обнаружила в себе дар композитора. Теперь, читая любимые стихи русских поэтов, Ангелина Воляк слышит в них звучание рождающихся мелодий… В Риге состоялись уже три ее авторских концерта. Романсы Ангелины Воляк исполняли Роман Полисадов, Элеонора Орлова и другие известные певцы.

По-настоящему одаренный человек никогда не бывает односторонним. Наверное, мало кто из поклонников Ангелины догадывался, что многие костюмы, в которых она выходила на сцену во время своих сольных концертов и которые восхищали и удивляли публику, тоже плод ее творения. Многосторонность таланта у Ангелины Воляк, урожденной Бобриковой, в роду. Ее мама, профессионально никак не связанная с искусством, до почтенного возраста писала стихи. Все в доме прекрасно пели.

Музыкальную школу Ангелина окончила по классу фортепиано, а в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных училась как вокалистка. Оперное пение она полюбила в детстве, без конца слушала пластинки с записями всех мировых звезд, со слуха пыталась разгадать секреты вокальной техники и сама себе ставила голос. Уже тогда у нее обнаружился железный характер: уж если чего захочет, обязательно добьется.

Когда Ангелина занялась вокалом в студии известной певицы и педагога Илги Тикнусе, та ей сказала: «Тебе, девочка, путь только в Москву!». И дала ей направление в Гнесинский институт к профессору Вербовой, у которой сама училась. Как ни тяжело было маме Ангелины, которая в одиночку растила двоих детей, она отпустила любимую дочку в Москву без малейших раздумий.

После прослушивания был коллоквиум, где задавали вопросы по истории и теории музыки. Но выяснилось, что всем этим Ангелина увлекалась не меньше, чем пением, и ответы у нее от зубов отскакивали. «Ну, девочка, – сказала Вербова, – я за тебя спокойна. Поступишь!» Еще во время учебы Ангелину приглашали участвовать в концертах, которые проходили в Кремлевском дворце съездов. Ведущим был знаменитый конферансье, замечательный артист и педагог Борис Брунов, который многим молодым талантам дал путевку в жизнь. «Как вас представить?» – спросил он Ангелину за кулисами. «Никак, я просто студентка», – ответила она. «Ничего, девочка, у тебя еще все впереди, попомни мое слово!»…

После окончания института на так называемой «ярмарке певцов» Ангелину забросали предложениями лучшие оперные театры всей огромной страны. Но она выбрала Ригу, потому что тут была мама. И тут была родина. В 1972 году ее приняли в труппу. У оперного артиста жизнь никогда не бывает сладкой и безмятежной. Ангелина проявила необыкновенную целеустремленность. Если ей не давали роль, она сама выучивала партию и потом ее показывала. И стала ведущей солисткой.

Ангелина Воляк пела всю западно-европейскую, русскую и латышскую классику. Было несколько спектаклей, где она исполняла сразу несколько партий. Например, в «Борисе Годунове» пела Марию Мнишек, властную, гордую молодую женщину, и царевича Федора. В «Снегурочке» Римского-Корсакова – Леля и Весну. Она умела в одном и том же спектакле воплотить два абсолютно разных образа на очень высоком драматическом уровне.

Ее часто приглашали на отдельные спектакли в Москву и Ленинград. Там ее принимали на ура, а многие ведущие певицы старшего поколения, которые не ленились подсчитывать кому сколько аплодируют и кого сколько раз вызывают, были недовольны. Дирекция театра тоже была порой недовольна ее чрезмерной требовательностью к себе. Вот посылают молодую артистку на гастроли в Англию, кажется, езжай и радуйся, ведь каждый советский человек мечтает попасть за границу! Но Ангелина заявляет, что хотя и знает отлично эту партию, но еще ни разу не пела ее на сцене. И что если ей не дадут сначала спектакля в Риге, то она никуда не поедет…

Главная роль, которая прошла через всю жизнь Ангелины Воляк – Кармен. Но даже если она пела партию второго плана, например, Адальжизу в «Норме», это не оставалось незамеченным. Однажды театр был на гастролях в Испании в самый разгар знойного лета. А костюм Адальжизы – тяжелый, как рыцарские доспехи. После своего выхода Ангелина сняла его и отправилась отдыхать. Но когда остальные артисты вышли на финальные поклоны, зрители начали бесноваться и кричать: «А-даль-жи-за, А-даль-жи-за!!!». На следующее утро Воляк получила выговор от директора театра и теперь обязана была каждый вечер вновь облачаться в мокрый от пота костюм и выходить кланяться. Публика требует!

Расставаться с любимой работой всегда тяжело. Артистке расставаться с театром, с аплодисментами тяжело вдвойне. А тут еще обрушились болезни. Другой бы сдался, но Ангелина нашла спасение в той же музыке, которую любила всю жизнь, в русской поэзии, в сочинении романсов. Сейчас начала работать над оперой «Княжна Тараканова». Сама пишет музыку и сама сюжет разрабатывает – столько всего надо перечитать этого!

Когда любишь что-то очень-очень сильно, то в тебе всегда открываются новые душевные силы и все беды отступают. Кто знает – может быть, время откроет в Ангелине Воляк новые таланты?


Написать комментарий