Фактор бабки Раисы

Дядя Ваня любит сухое винцо, сосед Янис предпочитает крепкое пиво, бабка Раиса употребляет только самогон, потому как сама его и гонит, а вот студентка Лаура любит что-нибудь шипучее. Но скоро этому алкогольному благополучию придет конец.

Повышение акциза на алкоголь вызывает рост самогоноварения

Еврокомиссия предлагает в очередной раз повысить акцизный налог на алкоголь во всех 25 странах – членах Евросоюза. В первую очередь это повышение коснется новобранцев, в том числе и нашей страны.

Еврочиновники объясняют принятие такого решения необходимостью борьбы с пьянством и алкоголизмом как явлением социальным. Что ж, похвально! Мы ведь ветераны такой борьбы.

А вот чиновники не испытывали на себе настоящей борьбы с пьянством. А то как было бы романтично вырубить все виноградники на юге Франции, отдать заводы, лелеющие в своих подвалах отборный портвейн, под производство шампиньонов, или же на месте немецких пивоварен открыть промышленные парки. Возможно, чиновникам кажется, что стоит только поднять и так уже высокие акцизные налоги на алкогольные напитки, и все немедленно перестанут их потреблять. Вот тут-то у вас, господа, ошибочка и выходит.

Цена алкоголя сегодня и так уже высока. Акциз в Латвии был поднят в январе уже этого года и составляет 630 латиков на 100 литров абсолютного спирта. В Литве этот налог составляет соответственно 650 латов, а в Эстонии – 750 латов. Конечно, немного подрасти налог может. Но одного не учитывают европейские мудрецы – присутствие на рынке алкоголя фактора бабки Раисы. А он всегда, и не только в нашей стране, возникает, как только замаячит повышение цены алкоголя. И, что самое печальное, при этом снижается не только доля потребления водки, но и вина и пива. А их потребители переходят в руки творцов самопального зелья.

Этот рынок, конечно, никогда не закрывался, но по мере либерализации цен на легальный алкоголь торговля на нем приутихала. Он был востребован только уж совсем опустившимся людом. Сегодня же опять наблюдается его расцвет.

Что есть самогон? Отрава, скажут многие, и будут правы. Но, возможно, самогоноварение и есть ответ повышению акцизов на алкоголь в европейском масштабе. Самогонщики совершенствуют его качество, открывают новые точки сбыта.

В наши дни в моде у производителей и потребителей подпольного напитка самогон из зерна. Зерна у нас много. Некоторые на своих участках для этого его и выращивают. Другие покупают. Благо килограмм ржи стоит всего 30 сантимов. А из килограмма можно получить почти 900 граммов водки. Ну, конечно, энергозатраты, вода, немного сахара и дрожжей удорожают процесс. Но тем не менее сегодня самогон на относительно подпольном рынке стоит от 50 сантимов за поллитровую бутылку до 2 латов за литровую.

«Дорогой» самогон почти всегда сработан только из одного пшеничного зерна. Самогон подешевле – из зерна и сахара. Продавцы продают свои напитки, конечно, тайно. Но в маленьких городках Латгалии, Видземе или Земгале, да и в районах Риги все знают, где, что и почем можно приобрести практически в любое время суток. А оборот самогонки и оборот денежных средств, вырученных от ее продажи, можно вычислить разве что приблизительно. Известны случаи, когда только у одного производителя он измерялся несколькими тоннами в месяц. Поэтому борцам за чистоту потребляемого алкоголя хотелось бы напомнить старые стишки из арсенала тех, кто довольно долго боролся с борцами антиалкогольной коалиции: было три, а стало восемь, все равно мы пить не бросим, передайте Ильичу (имеется в виду Леонид Брежнев), нам и десять по плечу.

Бороться с пьянством как явлением социальным надо, искореняя все социальные несправедливости, улучшая жизнь людей, давая им работу. А не копя их безысходность от массовой безработицы, безгражданства и прочих «без»… Тогда и писать на бутылках и стенах, что алкоголь – это яд, не понадобится.


Написать комментарий