«Латвийские письма»: банды рижских школьников грабят американцев по интернету

Сегодня в Латвии в топе - «разводить» американцев с помощью поддельных сайтов и «троянских» писем. Рост популярности этого вида мошенничества - сто- процентный ежеквартально... О нюансах отечественного кибер-криминала рассказывает руководитель отдела по банковским преступлениям управления экономической полиции Эрик Заицс.

Как «ловятся» американцы…

Вначале – о главной «интеллектуальной моде» е -мошенников нынешнего года: латвийское юношество открыло для себя фишинг. Это пока еще не сильно распространенное у нас явление, но у него большое будущее.

В прямом переводе фишинг – «рыбная ловля». Название дает довольно точное представление о сути процесса. Вначале создается фальшивая главная страница какого-нибудь банка или интернет-магазина. Она очень похожа на настоящую (нарисовать слегка упрощенную копию для продвинутого пользователя несложно), только адрес слегка другой.

Второй этап – рассылка е -мейлов населению. Текст может варьироваться: от деликатного: «Здравствуйте! Найдите для себя время посетить новую, улучшенную страничку вашего банка (интернет-магазина), предоставляющего дополнительную защиту для ваших интернет-покупок» до лобового: «Добрый день! В результате сбоя в электронной базе данных нашего банка произошла частичная потеря данных о клиентах. Просьба зайти на резервный сайт нашего банка (ссылка) и подтвердить свои данные».

После чего клиент, если он, конечно, купится, идет по ссылке на фальшивую страничку и забивает в окошки свои сугубо конфиденциальные данные. Дальше все понятно: ваши деньги с электронного счета похищаются.

Есть и более продвинутый вариант. Звучит тоже пугающе: «троян с кейлоггером». Используется молодежью с хакерскими наклонностями. Суть – внедрение в компьютер вируса-«трояна», считывающего нажатие клавиш на вашем компьютере и пересылающего данные своему создателю. Мошенник, конечно, получает массу не очень нужной ему конфиденциальной информации: что вы ищете в интернете, как ругаетесь на интернет-форумах, какие письма пишете знакомым – но в том числе и то, какие коды вы набиваете, когда заходите в свой банк.

Что отмечает в этой связи г-н Заицс:

- Любопытно, что наших соотечественников среди потерпевших от фишинга пока еще не было. В этом году была попытка (предпринятая с Украины) подделать страницу Hanzanet . Но неудачная: никто из получивших письма клиентов на них не купился, а саму страницу быстро ликвидировали. На эту схему, судя по нашим данным, покупаются исключительно американцы.

…и как ловятся латвийцы

А теперь – о том виде мошенничества, который актуален уже для латвийцев. Для этого нужно прежде всего взглянуть на тех, кто, собственно, его осуществляет.

- Это подростки и юношество в возрасте от 14 до 23 лет. – комментирует Эрик Заицс. – Географически представлена вся Латвия: Рига, крупные города, даже небольшие городки в глубинке. Что любопытно, среди собственно «технических специалистов» афер нет ни одной девушки, одни молодые люди. Девушек время от времени привлекают для исполнительской работы, не больше. Мотивация преступлений обычная подростковая: заработать денег, одновременно демонстрируя свою немеренную крутизну.

Главный подвох же тут, напомним, в следующем: злоумышленники поджидают нас в самых обычных местах – там, где они сами работают. А где сейчас рабочие места молодежи? В ресторанах, бильярдных клубах, магазинах разнообразной техники.

- Свежий пример: мы задержали группировку (кстати, самому младшему ее члену было 15 лет), получавшую доступ к данным клиентов простейшим способом. Один из ребят работал в магазине мобильников продавцом-консультантом. Когда очередной клиент вручал ему карточку, он за две секунды просто сфотографировал ее своим мобильником с обеих сторон. И все: в интернет-магазинах от покупателей обычно требуют только фамилию, имя, дату выдачи карточки и номер на обратной стороне… Дальше молодые люди просто закупались в интернет-магазинах и с помощью небольшой сети распространения сбрасывали покупки за полцены.

Чуть более «дорогой» способ – это считывание данных с магнитной ленты. Дорогой потому, что устройство для этого можно приобрести вполне легально, в среднем за $500. (Для магазина, к примеру, или для кафе.) Нескольким подросткам вполне по силам скинуться. Это особенно касается клиентов ресторанов. Вы отдаете карточку молодому официанту, он ее уносит и что-то там с ней в уголке за стойкой делает. Возможно, считывает ваши данные для личного пользования.

Последствия

Для обворованных клиентов особо тяжких последствий, отметим, обычно не наступает – после установления факта мошенничества банк возмещает убытки. Сами банки тоже не очень страдают, поскольку раскрываемость этого вида преступлений высокая: около 80 процентов. Главные потерпевшие – родители «технических гениев». Потому что возмещать убытки приходится обычно им.

- У нас в стране не принято сразу сурово наказывать молодежь за электронные преступления. Обычно по первому разу они отделываются условным наказанием. Многих это успокаивает: подумаешь, первый раз попался, больше не попадусь… Он начинает заниматься тем же – и снова попадается. Пример: недавно один такой вундеркинд-рецидивист получил два года реально. Сейчас сидит.

А вообще наказания для е -мошенников в Латвии г-н Заицс считает чрезмерно мягкими:

- По сути, перед нами аналог подделки денег. В этой связи хочется напомнить, что в советское время за такое применялось наказание вплоть до расстрела.
h2. Меры предосторожности

Для страховки от карточных банд официантов и продавцов г-н Заицс советует соблюдать обычную бдительность: если вы расплачиваетесь карточкой – не давайте ее уносить и производить с ней скрытые манипуляции…

Лирическое отступление

Молодежная преступность еще с советского времени делилась на две неравные категории: «простая» и «крутая». В 80-е мальчишки, желавшие просто «поднять» по-быстрому денег, занимались уличными грабежами, тырили цветной металл с заводов или стройматериалы с соседних строек.

Те, кто мнил себя людьми серьезными и интеллектуальными, находили другие ниши. Кто-то специально натаскивал себя в английском, чтобы фарцевать у гостиниц и в местах скопления интуристов. Кто-то с помощью отцовской фототехники размножал в ужасном качестве фотокарточки знаменитостей (в особенности Брюса Ли, Сталлоне, Виктора Цоя и Шварценеггера), чтобы продавать их в школе по спекулятивной цене – один рубль за штуку. Сверстники звали их «деловарами» и очень уважали.

В 90-х, с появлением в домах первых PC и широким распространением медиатехники, «почетным» молодежным криминалом стало изготовление поддельных удостоверений (штампов, проездных билетов, рецептов и дипломов), а также разнообразная пиратская аудио- и видеопродукция. Сверстники звали таких специалистов «замутчиками» и тоже относились с почтением.

Ну а сейчас – «дигитальная эпоха»…


Написать комментарий