За наши шпроты ответит российский мед?

Еще ряд латвийских предприятий пали жертвой торговой войны, которую, похоже, объявили рыбоперерабатывающей отрасли Латвии российские санитарные службы. Теперь Роспотребнадзор обнаружил превышение допустимых норм бензопирена в консервах "Рижские шпроты в масле" и "Крупные шпроты", произведенных ООО Unda, и "Рижское золото" — продукции ООО Licis-93, реализуемых в городе Москве. Реализация данных партий консервов приостановлена до результатов дальнейшей углубленной экспертизы. Вполне возможно, что все латвийские рыбопереработчики будут лишены возможности продавать свою продукцию в России.

Хроника боевых действий

Вчера стало известно, что латвийская Продовольственно- ветеринарная служба (ПВС) обнаружила в российском цветочном и гречишно-цветочном меде остатки лекарственных препаратов, которыми лечат пчел. Реализация соответствующих партий товара приостановлена, они изъяты из продажи. Попутно досталось и эстонцам, которые и стали зачинщиками бензопиренового скандала. В апельсиновом и нектариновом соковых напитках производства Эстонии найдено превышение допустимых норм бензольной кислоты.

Наверное, таким образом наше санитарное ведомство стремится оправдаться по поводу обвинения в беззубости. Ведь, как заявил Телеграфу председатель Латвийской ассоциации рыбопромышленников Инарий Войтс, пора говорить прямо, что запреты имеют чисто экономическую подоплеку и преследуют цель вытеснить сильных конкурентов со своего рынка. Именно этим он объясняет и тот факт, что россияне, не успев известить о проблемах латвийскую ПВС, сразу объявили об этом в СМИ. Хотя партию консервов, к которой имелись претензии, можно было вернуть поставщику, и тот предпринял бы надлежащие меры. Но вместо этого был наложен запрет на всю продукцию двух крупных рыбокомбинатов. Зачем же тогда нужно было вводить сложную процедуру сертификации, которую проходили наши предприятия? Сейчас разрешение на право торговать с Россией имеют 27 фирм, из них 17 производят консервы. Два предприятия уже попали в черный список. Он наверняка будет расширен.

Дождемся вердикта

В свою очередь, как утверждает заместитель директора департамента продовольственного надзора ПВС Марис Балодис, делать окончательные выводы рано, нужно дождаться официальных заключений. Российская сторона имеет право в соответствии с национальным законодательством проверять импортный товар. И рыбопереработчики, решившись торговать с Востоком, знали, на что идут. У г-на Балодиса нет сведений о том, насколько шпроты, произведенные в России, отвечают своим же санитарным нормам. Дело в том, что российских шпрот в латвийской торговле нет.

Очередная кампания

Внимательно следит за разворачивающимися боевыми действиями в латвийско-российских отношениях МИД Латвии. Правда, дипломаты, как сообщил пресс-секретарь ведомства Атис Лотс, тоже пока избегают делать какие-то официальные заявления. Тем более что защищать интересы отечественного товаропроизводителя — прежде всего прерогатива Министерства экономики. Если действия российской стороны возможно будет трактовать как недобросовестную конкуренцию, именно Минэкономики должно обращаться в соответствующие международные организации, задействуя общепринятые инструменты защиты.

Кажется, война обещает быть затяжной. Заявление главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, потребовавшего углубленной экспертизы латвийских шпрот, навевает печальные ассоциации. Именно с этого началась запретная кампания по продаже в России грузинского и молдавского вина.


Написать комментарий