Ворон ворона в глаз клюнул

Если бы участие в выборах не принимали более национал-радикальные партии вроде «Все - Латвии!», Союза национальной силы, «Латышской Латвии», Союза отечества, то «тевземцы» со своими лозунгами защиты интересов латышского народа могли бы получить голосов на три процента больше.

Программы национал-радикальных партий одна от другой практически не отличаются – посулы одни и те же. «Социальная справедливость и позитивные демографические процессы (?!) – только для латышей» и «только для каждой латышской семьи – землю, дом, квартиру, сад», «сохранение и расцвет латышского народа» и «диевтуриба – это руководство для латышской жизни…».

Естественно, латышский язык – защищать, русские школы – закрыть, Абрене – вернуть, инородцев – изгнать, легионеров – чествовать на государственном уровне, а молодежь воспитывать надлежащим образом в национал-патриотическом духе и т. д. Ничего нового по сравнению с идеями, проталкиваемыми ТБ/ДННЛ. Однако 24 471 голос, или 2,7%, шесть национал-радикальных партий у «тевземцев» отобрали.

Вряд ли стоит новоявленных националистов считать серьезными, а главное – самостоятельными игроками на политической сцене. Эти «Все – Латвии!», «Латышская Латвия», Союз национальной силы или Союз отечества преследовали лишь одну цель: продемонстрировать возрождение националистического духа, показать якобы новую политическую силу. Они уже пробовали «поиграть мускулами» в пикетах у российского посольства и на мартовских сборищах в честь легионеров, но массовых симпатий не снискали: почитателей собиралось немного. Вот только народ там подобрался, мягко говоря, странноватый – от недавнего зека-перконкрустовца Шишкинса и приверженца провокаций Анчанса до нечистого на руку экс-социал-демократа Бурвиса с многодетным отцом Мартинсонсом в придачу – личности явно не харизматичные. Может, для того они и шли на парламентские выборы – пощипать всем уже изрядно поднадоевших и замшелых «тевземцев»?

За полгода до выборов вождь «Все – Латвии!» Райвис Дзинтарс предлагал единоверцам объединиться в общую колонну, дескать, цели и задачи у всех практически одни. Никто, однако, не откликнулся. Тем не менее обошлись без взаимных перепалок, никто не нападал на идейных союзников из других партий. Иногда, правда, в адрес «старших братьев»-«тевземцев» вбрасывалось что-то нелестное.

Недавнее исследование Балтийского института социальных наук констатировало: примерно 11 процентов латышей в большей или меньшей степени придерживаются радикальных взглядов. Все национал-радикальные партии получили около 10 процентов: 6,95 – у ТБ/ДННЛ, 2,7 – у остальных, что-то перепало и СЗК, в списке которого были Лацис с Кирштейнсом, в сумме и получаются те 11 процентов радикально настроенных избирателей. Не появись «Все – Латвии!» и прочие их идейные соратники, представительство ТБ/ДННЛ в IX Сейме могло оказаться внушительнее.

И вспоминается высказанная тогда же сумасшедшая версия. Дескать, кому-то из олигархов то ли совсем уж надоели «тевземцы» с их истеричным кликушеством, не однажды помешавшие развивать его бизнес в восточном направлении, то ли решил он отомстить им за неотработанные спонсорские вложения в прежние выборные кампании, но как бы там ни было, решил он профинансировать одну-другую группировку с единственной целью: отобрать голоса у ТБ/ДННЛ. Кстати, если верить KNAB, «Все – Латвии!» некто пожертвовал 11 347 латов.

Если это так, то «подножка» вполне удалась. И хотя, как говорят в народе, ворон ворону глаз не выклюет, юное воронье таки клюнуло старого ворона в глаз. К следующим выбором они, конечно, могут окрепнуть настолько, что выклюют глаз окончательно. Остается лишь надеяться, что ситуация в Латвии, да и в Европе изменится и латышизация страны утратит популярность даже среди нынешних ее апологетов.


Написать комментарий