«Он играл с Раймондом Паулсом. А потом бил меня в лесу…»

В Риге идет громкий бракоразводный процесс. Расходятся: известный музыкант, экс-напарник Раймонда Паулса Харийс Башс и адвокат Ингуна Баша. Чем этот развод необычен: он отягощен уголовным делом - об избиении жены в лесу на глазах у детей... Мы попытались разобраться в ситуации.

Рассуждая о пережитом, Ингуна констатирует очевидный факт: в нашем обществе сейчас чрезвычайно низок статус женщины с детьми. Даже если она замужем. Все происходит очень быстро: вот ты была вполне уважаемым членом общества – худенькой блондинкой, студенткой и «конфеткой». Потом тебе повезло – ты вышла замуж, и о вашей свадьбе, возможно, даже написали глянцевые журналы. Но прошло всего два-три года, ты родила ребенка – и?.. «Толстая корова, кому ты теперь нужна!»

Свою историю Ингуна решилась рассказать нам не в целях пожаловаться – она свои проблемы уже решила. А просто «для примера», как типичный случай.

Счастье в спортзале

Героя этой истории вы наверняка видели по телевизору. Одно время вместе с маэстро Раймондом Паулсом (в паре тогда стояли два рояля) играл способный молодой человек – Харийс Башс. Потом юноша вырос, забросил музыку ради бизнеса и к своим сорока годам стал респектабельным господином.

Так вот: это против него сейчас начат процесс об избиении жены на глазах у двоих детей. И об угрозах – ей же. Существенный нюанс: супруга почти на 20 лет моложе подозреваемого.

Они познакомились несколько лет назад в духе времени – в спортзале. Ингуна, хрупкая блондинка, практикант в юридической фирме, искренне тогда считала, что нашла свое счастье.

Судите сами: музыкант, состоятельный человек, менеджер в крупной немецкой фирме, образованный и к тому же неженатый! Чего еще желать современной девушке? Она никак не ожидала, что после свадьбы ее ждут побои.

- Конечно, я готовилась к трудностям, – поясняет Ингуна. – Как же без них. «У нас значительная разница в возрасте, – говорила я себе, – поэтому нужно будет смириться с недостатком романтизма и приключений. Зато будет благополучие и надежность…» Ну, наивная была.

…Все началось с простых пощечин, за которые он поначалу извинялся, – поясняет Ингуна. – «Прости, неприятности на работе, больше не повторится». И вскоре он действительно перестал. Извиняться.

После рождения второго ребенка он говорил уже открытым текстом, при детях: «Кому ты нужна, толстая корова с двумя детьми». И продолжал снимать стресс с помощью рукоприкладства.

И знаете что? Когда я подала документы в полицию после очередного эпизода в лесу, он, по-моему, искренне удивился. Столько лет терпела и вдруг на тебе – заявление. Но понимаете, это был просто эффект «последней капли».

Случай в лесу

ЧП, которое легло в основу уголовного процесса, случилось 22 апреля 2006 года. Ингуна рассказывает об этом так:

- Это была суббота, около семи вечера, сумерки. Мы были в гостях в деревне у наших знакомых. Харий был сильно пьян, поэтому, понятно, за руль сесть не мог. Я ему говорю: «Пора ехать домой». А он в ответ – «отстань» (ругательства, понятно, опустим). Он и вообще, на мой взгляд, агрессивный человек. А тут, после сильной выпивки, совсем вышел из себя, детей отодвинул и дал кулаком мне по голове. Дети стали кричать, они же маленькие еще – 6 и 4,5 года… Тут прибежал его друг, стал всех успокаивать. Потом его жена отвезла нас (меня и детей) в Ригу.

В воскресенье я пошла к врачу в 1-ю больницу, и там поставили диагноз – серьезное сотрясение мозга. Мне заявили, что я должна лечь в стационар. Но с кем бы я оставила детей? Мама была в это время в Москве. Я дала подписку, что за последствия буду отвечать сама, и от больницы отказалась.

Муж позвонил только через два дня, очевидно, как следует отдохнув. Он спросил меня: «Что случилось?» А когда я сообщила, что подаю на развод, начал меня уверять, что я просто нервная женщина. И вы знаете, я даже верю, что это он искренне. Действительно, ну что такого особенного случилось именно на этот раз? Я же все эти годы терпела.

Дальнейшее понятно. Следствие, развод, получение алиментов и связанные с этим нервы. Правда, на сей раз все было несколько проще, чем это обычно бывает для женщины с двумя детьми. Во-первых, Ингуна не из бедной семьи. У нее состоятельная мама – бизнесвумен, которая может не просто посочувствовать, а реально помочь.

Во-вторых, Ингуна за прошедшие шесть лет из девушки-практикантки выросла в присяжного адвоката. А ведь могла и забросить профессию в связи с возникшим «семейным счастьем». Сейчас она радуется, что этого не произошло.

- Я каждый вечер ложусь спать и радуюсь, что у меня хорошая мама, что я в здравом рассудке и получила хорошее образование. То есть могу не беспокоиться, чем кормить детей и на что им покупать теплые вещи к зиме. И то тяжело приходится. Бесконечные инстанции, чиновники, документы и, я вас уверяю, никакого сочувствия к женщине в моем положении. Как ухитряются выживать в моей ситуации менее благополучные мамочки, я просто не знаю. Ведь полный судебный цикл по таким делам длится около четырех лет.

Как водится, развод осложнен разделом имущества. В данном случае предметом нешуточного скандала оказалась квартира в Старой Риге, которую супруг поначалу вроде бы оставил экс-жене с детьми. Ингуна рассказывает об этом так:

- 7 июля – это число я запомнила надолго – мы с детьми вышли утром, в 8.30, в детский садик. Было очень жарко, все в шортах и майках. Мы вечером планировали ехать на море, и я заскочила в полдень, чтобы собрать сумки. То, что я там увидела, запомню надолго. Взломанная дверь, какие-то мужики бегают по квартире, в том числе и явный бомж… Какой-то чужой мужчина оттуда вышел и сказал нам: «Квартира продана, вон отсюда!» Мы как вышли, так и остались. Ничего, даже лишних трусов, с собой… Прихожу обратно в офис, заглядываю в Земельную книгу – и вижу: собственником квартиры числится теперь какая-то оффшорка. Я думаю, что он быстро, «используя фактор внезапности», эту квартиру фиктивно продал. Хотя, конечно, не имел права – раздела имущества еще не было.

Я, разумеется, вызвала полицию, которая приехала и составила протокол. Факт был зарегистрирован: мы лишились наших личных вещей, в том числе совместно нажитых. Полиция, впрочем, посчитала, что это дело подлежит разбирательству в гражданском суде. И суд еще будет – как адвокат, я знаю свои права очень хорошо.

Но как все это прикажете объяснять детям? Их шоковое состояние с 7-го на 8-е я до сих пор не могу забыть. Сын, он очень эмоциональный, страшно переживал. На нервной почве его тошнило, он плакал и все время спрашивал: «Почему папа не позволяет взять наши игрушки?»

О бедных «коровах» замолвите слово

«Он так переменился после рождения ребенка. Почему?» Это частая жалоба от молодых женщин – вашему корреспонденту приходилось слышать ее от многих. Ситуации разнятся: и побои вовсе не обязательны, и растолстели далеко не все. Но молодые отцы вдруг резко меняются – становятся язвительны, легко бьют (по самолюбию), «разряжаются» за счет супруги, указывают на «ее место» и т. д.

Одна из причин здесь очевидна. Она социальна и остросовременна. Согласимся, экономическая единица из молодой матери не слишком мощная. А в наше время статус, в том числе и в семье, зависит от реальной силы. И в самом деле: а если он бросит? Или просто не даст денег на ребенка? Впереди зима – куда вы денетесь? Социализм-то уже 15 лет как кончился.

Выход? Да все тот же: очень осмотрительно заводить детей. Особенно если за вами нет серьезного родительского кошелька. Потому что следующий шанс попасть в светскую хронику у экс-студентки, скорее всего, будет такой: познакомившись со школьницей, известный политик Х. расстался со своей бывшей женой (момнадцатой по счету, тут-то вас и вспомнят). Партия политика при этом продолжает бороться за какие-то там «семейные ценности».

Но не будем заканчивать грустным. Вот два небольших позитивных рассуждения. Одно для женщин и одно для мужчин.

Для женщин: если вы оказались в такой жизненной ситуации, помните: это просто этап. Многие его с честью прошли. Заглянем снова в глянцевые журналы: гораздо чаще девочек-выпускниц, подцепленных сорокалетними бизнесменами, там появляется другая категория женщин. Это тоже взрослые женщины – с «кошачьим разрезом глаз», подросшими детьми и собственным делом, на благополучие и самооценку которых уже никакие «мужья и спонсоры» не влияют. О них читают, их знают и, между прочим, уважают.

Теперь рассуждение для мужчин: понятно, что семья – это ограничение свободы, постоянное давление быта и т. д. Особенно если вы единственный ребенок у мамы и привыкли к тому, что это не вы, а вам «обеспечивают условия». Понятно и то, что году на шестом-седьмом семейной жизни вас не покидает ощущение: «Блин, я попал». Но. Точно в таком же положении и ваша жена, и тем более ваши дети. Отнеситесь с пониманием.

И кстати, помните, что любая семья есть вложение в будущее. А в этом будущем, где вам будет уже не 45, а 65, – подростковые радости и искренняя влюбленность выпускниц уже не просматриваются. Там будут: либо результаты ежедневного семейного труда – супруга и взрослые дети с внуками, либо никого… Да, конечно, аргумент выглядит не очень убедительно. Ну так поэтому-то у нас и разводов до 70%, и палаты сердечников в больницах полны одинокими, никому не нужными, но капризными стариками.

Комментарий полиции

Пресс-секретарь ГУП Риги Айгарс Берзиньш подтвердил нам, что криминальный процесс по факту избиения адвоката Баши открыт. Следствие ведет 1-й участок ГУПа. Подробности в интересах следствия пока не разглашаются.


Написать комментарий