Экстравагантный эрудит Геннадий Суханов 2

Геннадию Суханову (справа) - 50. Рядом - Валентин Даниленко.
Геннадию Суханову (справа) - 50. Рядом - Валентин Даниленко.
Замечательному графику Геннадию Суханову в нынешнем декабре исполнилось бы 60 лет. Увы, вот уже год, как он оставил земную юдоль...

Госмузей изобразительных искусств собирается устроить выставку работ Геннадия, но… через год. А давеча в редакцию «Часа» зашел художник Валентин Даниленко. Чтобы напомнить о друге.

- Познакомились мы случайно 30 лет назад. Обратили друг на друга внимание, когда разговор зашел о художнике, архитекторе и теоретике искусства эпохи Леонардо – Альберти. Наше знакомство с его архитектурной теорией нас сблизило.

Уже в конце 70-х манера Суханова произвела фурор – тогда так в графике в Латвии никто не работал. То, что он делал, было серьезно не только в художественном смысле, но и в философском.

А пробиваться ему тут было сложнее, чем прочим. Его долго не принимали на выставки. Он ведь не оканчивал нашу академию, как большинство местных художников. Сам он из Астрахани, получил образование в Краснодаре…

- Я помню работы Суханова на выставках. Он был значимой фигурой на нашем художественном небосклоне. Небольшого роста, с длинными волосами (наследие времен хиппи), он выглядел чудаком. Эрудицию и глубину суждений можно было оценить только в беседе с ним. Мы с ним увлекались так называемой тибетской цветовой системой, – продолжает Валентин. – Вкратце: это когда вместе собираются несколько человек (каждый имеет определенную цветовую шкалу), они подсознательно сбиваются в группки с неустойчивым равновесием. Стоит одному переместиться и нарушить его, как другие тоже начинают перемещаться.

Зная об этом, мы любили играть в эти игры. В большой компании специально переходили с места на место и наблюдали, как остальные непроизвольно начинали переходить, пока снова не выстраивались в некую систему. Очень любопытно.

Характер у Гены был открытый и честный. Говорил то, что думал. А это не всегда нравится… Он был глубоко порядочным человеком, держал слово, и если что-то обещал, то обязательно выполнял. Не знаю коллег, которые плохо отзывались бы о нем.

Вспоминает искусствовед Светлана Хаенко:

- С 1978 года в Риге у Суханова было более 10 персональных выставок. Следовательно, он не был обделен вниманием. Пять лет подряд у него были выставки в Торонто, Берлине, Гренобле. Его творчество пользовалось спросом.

- Кстати, его работы имеются и в Третьяковской галерее. К сожалению, Геннадий был подвержен традиционному для русских талантов недугу, что немало осложняло жизнь ему и его близким…

- Гена – сложный художник. У него конструкция идет от разума. У Суханова были яркие, так называемые абстрактные композиции. Хотя, по-честному, они не абстрактные, а составлены из элементов народного орнамента и геральдики разных стран, в том числе и Латвии. В этом Гена был огромным специалистом.

Совмещение знаковых систем очень разных культур создавало ощущение многослойного лабиринта. Никогда нельзя было быть уверенным, что из него удастся выбраться – отгадать или прочитать: во-первых, знаний не хватает и, во-вторых, нарочито суховатая невозмутимость, объективность, с которой это сделано, создают дистанцию между вами и произведением. Недаром фамилия у него – Суханов. Притом все это элегантно до беспредельности.

У меня до сих пор эти работы вызывают священный ужас, потому что сегодня кажется совершенно немыслимым, что все это сделано без помощи техники человеком, который о компьютере даже мечтать не мог. Потому что их тогда просто не было. Причем это же не только квадратики, треугольнички, кружочки и т. д. Это еще какие-то знаки, какой-то текст.

- Мессидж, как сейчас модно говорить!

- Ну да. Сначала вы видите красивую сетку элегантно начерченных линий и бог ведает что еще, потом начинаете понимать, что это элементы орнамента, и утопаете в их ритмах, так и не приняв сообщения. Но побывав в предельной близости от него. Больше ничего я не могу вам сказать.

- Просто жаль, что такие люди уходят преждевременно…

…Художник Даниленко коллекционирует графику Суханова. Когда-то давно друзья обменялись работами, и с тех пор гравюр Геннадия у него постепенно становится все больше.

- Лет через десять его объявят гением, – уверен Валентин.


Написать комментарий

Насчет его честности,неуверена ???

Я его очень любила и люблю.Он меня тоже!

Написать комментарий