Зачем бизнесмены идут в политику?
Бюджет в карман не положишь
- Бизнес рванул во власть на всех ее уровнях – от Сейма до крохотной волости. В Даугавпилсе первопроходцем оказался Рихард Эйгимс, который из владельца фирмы «Сталкер» превратился в мэра Даугавпилса. Уже на следующих выборах многие известные в городе предприниматели оказались в списках той или иной партии. Зачем им это?
- Только не надо представлять всех предпринимателей разбойниками с большой дороги, которые подбираются к городской казне. Это только бабушкам на скамеечке кажется, что 25миллионов городского бюджета можно положить в карман. В нем каждый лат распределен. Почему же вы отказываете бизнесменам в желании реализовать свои возможности, получить признание людей, популярность, наконец?
- Хотя бы потому, что и у Владислава Дриксне, и у вас с популярностью получается наоборот: как стали публичными персонами, так вам и припомнили всю биографию. У Васильева этот «скелет в шкафу» – крах «Алеяс банка».
- Но ведь мы в кризисной ситуации умудрились вернуть деньги практически всем физическим лицам – вкладчикам, которые несли к нам сбережения.
Еще в середине 90-х годов бизнесмены практически не участвовали в политике. Мы все проходили суровую школу капитализма, в котором есть такое понятие – лоббирование. Вполне официальное и законное. Если у тебя есть идеи и интересы, то о них надо говорить не на кухне и не в пивной, а убеждать властные структуры в том, что твой проект надо продвигать.
Даугавпилсский пример. Город разделен железной дорогой, на переездах десятилетиями простаивали машины, в том числе автобусы. Бюджетных средств на строительство виадука не хватает. Чтобы пробить этот объект, мы с мэрами Видавским, Эйгимсом, Строде возили на этот разъезд и премьеров, и министров, и депутатов – доказывали, что это важный объект. В то же время, конечно, такое строительство – это фронт работ, так что интерес бизнесмена тут тоже присутствует. Вот вам классический пример лоббизма! Шлесерс, который помог продвинуть эту идею, получил популярность в Даугавпилсе. Фирма «Гадиба» – хороший заказ. Но выиграли прежде всего горожане, которые не теряют деньги во время простоев.
Что за кадром?
- Говорят, богатых у нас вычеркивают из избирательных бюллетеней…
- А как же я в депутаты попал? А Дриксне? А Евгений Владимиров, владелец фирмы «Паллада»? Конечно, появились политики вроде Журавлева, который ездит на «лексусе» за сто тысяч и при этом обещает уничтожить всех олигархов. Некоторые верят. Но большинство ориентируется не на лозунги, не на черный пиар, а на дела. Что ты можешь предъявить? Объекты, производство, которое дает работу сотням людей, европейские проекты, которые сумел утвердить, или пустые обещания?
- А почему именно вашей «Гадибе» поручили строительство виадука, как и многие другие объекты? Вы называете это лоббированием, ваши недруги – протекционизмом, когда в обмен на поддержку депутатов их фирмам отдаются выгодные заказы. Но суть не меняется. Другим-то не пробиться! И еще. Борьба за власть резко обострилась, когда возросли цены на недвижимость и на землю. Вот тогда и оказалось, что даже в Шкельтово аж три объединения избирателей хотят попасть в волостной совет!
- Понятно, что когда земля ничего не стоила, то и конфликтов из-за участков под застройку не было. Но сейчас помимо возросшей цены на недвижимость есть и строгие правила продажи. Вот Дриксне обвиняют в том, что он стал владельцем многих участков. Но он их купил! У тех, кто приватизировал эту землю за копейки в начале девяностых. И сумел только перепродать. А «Диттон» на этих участках строит и неплохо зарабатывает.
Начинается зависть, кампания в прессе: зачем городу небоскребы? Да затем, что спрос на жилье превышает предложение! Вот Александр Барбакадзе в прессе заявляет, что городская дума мешает развитию местного бизнеса. А конфликт заключается в том, что он купил на аукционе старый профилакторий Ремстройуправления в курортной зоне, на берегу озера Стропы и хотел приватизировать по кадастровой стоимости еще и прилегающую территорию. Депутаты воспротивились, Барбакадзе объявил о выходе из коалиции.
Обратите внимание: на этот участок претендовала и «Гадиба», но по результатам аукциона собственником стал Барбакадзе. Мы хотели на этом месте построить туристический комплекс, который бы дал импульс для развития всего микрорайона. А теперь там развалины, в которых ютятся бомжи, периодически устраивая пожары. За год ничего не сделано! Помяните мое слово: участок перепродадут! Мы же туристический комплекс все равно построим, но в другом месте.
На мой взгляд, у некоторых бизнесменов осталась эйфория по девяностым: состояния наживались без больших усилий, авантюрно. Им кажется, что можно прийти к мэру, договориться что-то приватизировать, потом выгодно продать – и снова быть на коне. А когда не получается, то начинается в газетах, которые в городе бизнесмены купили заодно с хорошими машинами, травля. На самом деле подход у думы простой: купить участок или объект недвижимости можно только на аукционе, взять в аренду – на основе бизнес-плана.
Когда сложился рынок
- Но ведь вы и сами из этой когорты флибустьеров, которым выпала удача в рискованных играх начала 90-х?
- Я из тех, кто высоко поднялся и больно упал. И потом занялся привычным делом – строительством. Начинали мы с годового оборота в 250 тысяч латов и с численности персонала в 50 человек. По существу, это бригада, которая взялась построить коттедж. Прибыль вкладывали в новую технику, технологию, в обучение людей. Так что к началу строительного бума у нас уже 500 сотрудников и оборот в 13 миллионов.
Уже сложился рынок, и нельзя выиграть конкурс на многомиллионный объект, если твой годовой оборот не превышает несколько сотен тысяч. К счастью, сегодня есть работа для всех. Для города это удача, что у нас есть крупные местные фирмы. Потому что только с их помощью удастся выиграть конкурсы и получить хорошие заказы, притянуть инвесторов и продвинуть серьезные проекты.
В чем совпадают мои позиции бизнесмена и депутата? В том, что можно сделать город воротами Евросоюза на восток. Мы лет на пять отстаем от Риги. Или будем наверстывать и жить лучше, или увязнем еще надолго.
- А какие отрасли вы считаете перспективными для Даугавпилса?
- В нашем городе строится еще три громадных торговых центра на окраинах, куда добираться будут на машинах. Просчитано, что покупательная способность населения возрастет, люди будут больше зарабатывать и перестанут уезжать из Латгалии. Я не сомневаюсь в том, что у нас будет развиваться железная дорога, аэропорт, появятся таможенные склады, центры логистики. Хорошие перспективы у локомотиворемонтного завода. Производство металлоемкое, но у «Северстали» есть и доступ к более дешевому российскому сырью, и рынок сбыта в Европе. Уже начинает восстанавливаться стройиндустрия, мы открываем завод по производству утеплительных материалов для жилых домов. Очень быстро будут развиваться фирмы, занимающиеся строительством дорог. Есть перспективные предложения от инвесторов, которые хотят открыть в городе новое производство, причем наукоемкое, современное. Туризм тоже является перспективной отраслью. Наша старинная крепость оживет, вот увидите!
- Будете лоббировать этот проект?
- А как же!
Светлана ГАРТОВАНОВА
Я из тех, кто высоко поднялся и больно упал. Читайте обо мне здесь: http://www.chas-daily.com/win/2006/12/20/l_013.html?r=30& ..........За статейку эту фуфловую, что в столичном "Часе" обубликовали, я лишь 150 латов заплатил. Видимо, 100 латов Ксюша забрала, а оставшиеся - Светулька-
----------------
http://www.kompromat.lv/index.php?docid=readn&id=2997
не знаю почему, но ржал!
Евгений Николаевич-очень порядочный и умный человек.Раньше я работала на стройке и могу сказать,таких немного.Целеустремленный,доброжелательный,ни разу не обидел того,кто ниже рангом.И спасибо за все обьекты,которые построены в городе,благодаря его усилиям.
В О Р районного масштаба
В О Р районного масштаба
В О Р районного масштаба