Польша хочет в атомный «колхоз»

Мирный атом перессорил прибалтийских энергетиков. Они дружно начали делить еще не построенную АЭС, в результате наметилось противостояние: поляки и литовцы по одну сторону ядерного фронта и эстонцы — по другую. Латвийские энергетики из Latvenergo склоняются к союзу с эстонскими коллегами.

25% меньше, чем 33,3%

Эстонское государственное энергетическое общество Eesti Energia, которое намерено участвовать в проекте строительства новой АЭС в Игналине в одной упряжке с государственными энергомонополистами из Латвии и Литвы, критикует нестабильную позицию последней по отношению к проекту. Eesti Energia считает, что литовским политикам следует меньше вмешиваться в проект будущей станции.

Суть конфликта в том, что достигнутые ранее договоренности (о равном участии в реализации проекта, а следовательно, и в доступе к дешевой электроэнергии) могут быть нарушены, поскольку литовцы пригласили четвертого игрока, польскую государственную компанию Polskie Sieci Elektroenergetyczne (PSE).

Напомним, что Eesti Energia, Latvenergo и Lietuvos Energija до 2015 года решили построить современный атомный реактор на базе инфраструктуры Игналинской АЭС. В конце декабря к проекту присоединилась крупнейшая польская энергетическая компания PSE. Поэтому сегодняшний расклад выглядит так: три иностранных инвестора получат равные пакеты акций новой АЭС — по 25%. Столько же акций должна получить и Литва.
Паритет? Нет такого слова!

Однако Литва как гостеприимная хозяйка и, не побоимся этого слова, мать прибалтийского мирного атома в последнее время подумывает о том, насколько справедлив и выгоден для нее такой паритет. Во вторник в интервью Литовскому национальному радио премьер-министр Гедиминас Киркилас подтвердил, что Литва будет стремиться получить контрольный пакет акций новой АЭС.

По словам премьера, так называемое Тракайское коммюнике, в котором говорится, что все страны Балтии будут участвовать в проекте на равных, не является препятствием для Литвы. Премьер считает, что коммюнике утратило свое значение, так как его подписали три государства, а сейчас в проекте участвуют четыре страны.

“Очевидно, что новая АЭС будет в Литве. Основная часть ответственности, а может и наибольшая среди четырех государств, тоже будет возложена на Литву, а в будущем нам придется решать проблемы, связанные с захоронением отходов и прочими вещами. Инфраструктура находится у нас, здесь тоже много проблем — и строительных, и других. Поэтому естественно, что Литва будет стремиться получить большее влияние в этом проекте”, — заявил Киркилас.
Варшава вместо Тракая

В начале следующей недели представители Lietuvos Energijа, Eesti Energia, Latvenergo и PSE планируют встретиться в Варшаве и обсудить вопросы, связанные с проектом строительства АЭС в Литве. Возможно, четыре страны договорятся о чем-то новом. Но где гарантия, что и этот договор не будет нарушен, ведь по словам Киркиласа, проектом интересуются и другие страны, например Швеция и Чехия?

По предварительным подсчетам экспертов, в строительство новой станции с одним или двумя реакторами мощностью 800—1600 МВт будет инвестировано от 2,5 до 4 млрд. EUR. Отметим, что во исполнение обязательств перед ЕС Литва вывела из эксплуатации первый реактор ИАЭС в конце 2004 года, а второй реактор будет закрыт в конце 2009-го.

На всех электричества хватит?

Андрис СИКСНИС, пресс-секретарь ГАО Latvenergo:

— В настоящий момент Latvenergo придерживается единственной имеющейся договоренности — Тракайского соглашения. В нем все понятно прописано, его условия являются приемлемыми для Латвии.

В том числе и условие, требующее согласия всех сторон в случае привлечения к проекту новых участников. В 2006 году три прибалтийские энергокомпании уже начали подготовку к реализации проекта — на паритетных условиях велись масштабные исследования. Так что пока никаких новых решений не принято, а 9 января председатель правления Latvenergo Карлис Микельсонс будет в Варшаве, чтобы обсудить вновь возникшую ситуацию.

Надо понимать, что у каждого потенциального участника проекта имеются свои виды на электроэнергию. Скажем, если речь шла о создании одного реактора мощностью 1300 мегаватт, то третьей части — а это более 400 мегаватт — Латвии вполне хватило бы. Даже с учетом того, что потребление электричества у нас ежегодно растет на 5—6% и мы являемся страной — импортером электроэнергии. Поэтому сейчас, вероятно, компания поддержала бы решение строить не один, а два реактора.

Хочу добавить, что вопросы строительства новой АЭС нигде не решаются быстро и легко — это долгий путь согласований и переговоров.


Написать комментарий