Славянизация Евросоюза

Продолжая движение на Восток, Европейский союз с Нового года принял в свои ряды Болгарию и Румынию. Это событие комментировалось на разные лады, но большинство западных наблюдателей забыло, нарочно или по незнанию, отметить один важный момент — продолжение славянизации Евросоюза, самой мощной в мире экономической и политической организации.

Процесс этот начался, конечно, не вчера, а 1 мая 2004 года. Тогда в ЕС вступили славянские Польша, Чехия, Словакия и Словения. Сейчас, однако, дело зашло куда дальше, ведь Евросоюз принял в свое лоно две крупные православные страны (первой был крохотный Кипр). В 8-миллионной Болгарии православие исповедуют 82,6% населения, а в 22-миллионной, по языку, правда, не славянской, Румынии — 86,7%. Добавится в ЕС и русских. В Болгарии их диаспора не очень велика, но в Румынии имеется большая русская старообрядческая община. Это русские-липоване, которых, согласно переписи населения 2002 года, проживает в Румынии более 35 тысяч человек. Но по неофициальным данным, русских-липован в Румынии значительно больше — более 100 тысяч. Община издает свои газеты, проводит фестивали народных песен и танцев, научные международные и национальные симпозиумы, олимпиады по родному русскому языку, организует детские лагеря, издает книги и т.д.

Наконец, официальной Европе придется осваивать кириллицу. Болгарский язык отныне стал одним из 23 официальных наречий Евросоюза. Это, впрочем, можно рассматривать не как парадокс глобализации, а как закономерность — по распространенности кириллица является второй в мире буквенной письменностью. Представляю, как программисты в Европарламенте, чертыхаясь, пытаются установить непонятные им каракули в тамошние компьютеры. Помнится, что для решения более простой проблемы, латышизации компьютерной техники, у них ушел целый год.

А про политические последствия выхода ЕС к Черному морю — разговор отдельный. Скорее всего, загадочная для брюссельских чиновников славянская душа преподнесет еще не один сюрприз. Два с половиной года назад, когда Польшу принимали в ЕС, Европа стонала от восторга по поводу “восстановленной исторической справедливости”. Сейчас Польшу чаще называют enfant terrible Евросоюза, которая своей вечно особой позицией рушит любые хитроумные комбинации европейских лидеров. Чем то обернется нынешняя славянизация ЕС?


Написать комментарий