Печка раздора

В документах на приватизированную квартиру даугавпилчанина Федора Гурина четко записано: отопление - печное. Тем не менее он исправно получает счета от даугавпилсского предприятия «Силтумтикли» за централизованную подачу в батареи горячей воды. В последнем счете указана сумма долга - 225 латов 67 сантимов. Дело в том, что печку Гурин установил в обычной типовой «хрущобе» на первом этаже. И до сих пор не может доказать, что имеет на это право.

Можно ли установить печку в «хрущобе»? Оказывается, можно. Причем сделать это не так уж сложно. Куда сложнее отказаться от центрального отопления.

Загадка дымохода

Видали мы это печное отопление в многоквартирных домах в латгальских поселках. Жуткое зрелище. Стоят трехэтажные домики, из форточек торчат кривые разномастные трубы, стены закопченные, во дворе – покосившиеся самодельные сарайчики с заготовленными дровами. Такое впечатление, будто идет гражданская война и население спасается от холода возле буржуек.

Все объясняется просто. Во времена колхозов жителям хуторов, молодым специалистам и прочим сельским жителям настойчиво предлагали переселиться в дома со всеми удобствами. Построили поселки городского типа, без всяких деревенских хлевов и печек. А когда колхозов не стало, обитатели этих квартир стали безработными, не имеющими возможности заплатить за коммунальные услуги. Соответственно и волостному совету стало не на что купить топливо для котельной. Дома начали отключать от тепла, а жильцы – спасаться как могли. Так это и продолжается по сей день.

Неужели в центре Даугавпилса тоже появилось нечто подобное? Но никакие жестяные уродцы из окон дома на улице Циетокшня не торчали. А открывший двери хозяин продемонстрировал уютную гостиную, в центре которой разместился камин, в котором весело потрескивали дрова. Точнее, печка «Йотл».

- Федор Иванович, а дым-то куда уходит?

- В дымоход. Не все знают, что долгое время хрущевки строились так, чтобы в случае войны население могло обойтись без централизованного отопления. В каждой квартире был дымоход, на кухнях даже были сложены дровяные плиты, а в подвалах устроены сарайчики для хранения дров. Я поначалу хотел установить у себя газовый котел, но получил отказ от «Латвияс газе». В нем было указано, что установить оборудование нельзя, поскольку в доме нет дымохода. А вот у меня заключение пожарной службы, что дымоход не только есть, но и проверен, что он пригоден к эксплуатации. И согласованный в бюро инвентаризации план перепланировки, где указано, что в квартире печное отопление. Такой вот у нас загадочный дымоход: одни его видят, другие – нет.

По мнению хозяина квартиры, даже если вы живете в панельном доме или другом строении, где никаких дымоходов нет, можно найти выход, проложив трубу по внешней стороне дома. Такое сооружение имеется в соседней пятиэтажке, и никто даже не замечает, что на стене слишком много труб и не все из них водосточные.

В чем выгода?

Итак, в старой хрущевке можно соорудить вполне европейского вида жилище, где на современный лад объединены кухня, гостиная и прихожая. Посреди просторного помещения – печка, а все трубы спрятаны в стенах. Ремонт явно стоил недешево, да и дрова дорожают так же, как газ. Зачем все это надо, если отопительный сезон в городе проходит без всяких сбоев?

- Я посчитал, что газовый котел окупился бы у меня за три года, а расходы на печку оправдаю уже за второй отопительный сезон, – говорит Федор Гурин. – Причем чем больше площадь квартиры, тем это выгоднее. За централизованное отопление моей двухкомнатной квартиры нужно платить около 30 латов в месяц. А я укладываюсь в десятку. Возможно, если бы у нас стояли индивидуальные счетчики тепла, такой экономии не было. Но мы же все платим по тарифам. А сюда включена не только стоимость энергоресурсов, но и расходы на потери тепла в трубах. Все знают, каково их состояние: где проложены трубы, там всегда оттаявшая земля. Почему я должен платить за подогрев земли и воздуха? Включены в тарифы и расходы на содержание персонала, в том числе высокооплачиваемых начальников. Тоже как-то не хочется их содержать. Конечно, теперь самому приходится и дрова заготавливать, и складывать их, и приносить, и золу выгребать. Зато не надо ждать, когда начнут отопительный сезон и когда его закончат. Холодно – топлю печку, потеплело – нет.

Решив вернуться к дедовскому способу обогрева, Федор Иванович первым делом заказал проектировщикам расчеты по нагрузке на панели. Выдержит ли старый дом дополнительную нагрузку? Потом согласовал проект в архитектурно-строительном управлении. Получил разрешение у пожарных. Собрал подписи у соседей, что они не возражают против печного отопления в одной квартире дома. И весной 2005 года послал в «Силтумтикли» заявление, в котором попросил обрезать трубы, поскольку отказывается от услуг предприятия. Не дождавшись ответа, сам отключил и выбросил батареи. Но счета исправно получает по сей день.

Пора утепляться!

Отказавшись от централизованного теплоснабжения, даугавпилсский индивидуалист тщательно утеплил свое жилище. Поменял гнилые рамы на стеклопакеты. Заделал щели снаружи. И тщательно изолировал стену под окнами. По его мнению, большие потери тепла происходят из-за того, что нет защитного экрана за батареями. Стена снаружи обычно нагрета так же, как в квартире. То есть мы общими усилиями создаем парниковый эффект. Достаточно проложить слой каменной ваты и установить экран из фольги, как в комнатах станет на несколько градусов теплее. Если помещение хорошо изолировано, то чувствуется, как его нагревают даже включенные электролампочки, экран телевизора, не говоря о газовой плите. Но большинство людей не заботятся об экономии. А зачем, если в лучшем случае счетчики тепла учитывают расход по дому, а в худшем – существует единый для всего города тариф. Экономишь или нет, на кошельке это не сказывается.

Практически все научились считать расход воды и экономить ее. Будет налажен и точный учет расхода тепла. Очередное подорожание газа – не последнее. За отопление придется платить все больше, и рано или поздно потребители начнут бороться с потерями. Например, в каждом доме практически возле дверей подъезда установлена батарея. Зачастую дверь при этом вообще не закрывается. А кто и когда заклеивал окна в подъездах? Кто проверял, правильно ли сделана изоляция на чердаках и в подвалах?

Но пока все расходы покрывают потребители, исправно оплачивая счета. И предприятиям, обеспечивающим нас теплом, и самоуправлениям, и государственным структурам волноваться по большому счету нечего. У жильцов растут расходы, у всех остальных – доходы. В том числе у государства, которое взимает налог и с коммунальных платежей. Так зачем вырабатывать какие-то программы по экономии энергоресурсов, реконструировать дома, в которых бетонные стены промерзают насквозь? Все эти проблемы давно переложены на квартиросъемщиков. Но почему тогда не позволяют жителям многоквартирных домов отключаться от централизованного отопления?

Одному – хорошо, а остальным?

С этим вопросом «Час» обратился к специалистам предприятия «Силтумтикли». Вот что ответил технический директор Валерий Мягких:

- Прежде всего надо подчеркнуть, что наше предприятие отвечает за поставку тепла до многоквартирного дома, а остальными проблемами занимается предприятие жилищного хозяйства. У них и надо согласовывать проект изменения схемы теплоснабжения. Но если рассматривать проблему шире, то надо сказать, что переход на альтернативные способы отопления в многоквартирных домах не так прост, как может показаться. Взять хотя бы пожароопасность. Кто знает, как мой сосед обращается со своей печкой или газовым котлом? Если это индивидуальный дом, то за все отвечает он сам. Если многоэтажный, то безопасность десятков семей зависит от одного человека, которому нравятся печка или камин.

- Еще одна сторона медали – какую температуру он будет поддерживать? – продолжает Валерий Мягких. – Если он начнет усиленно экономить и температура будет ниже, чем у соседей, то естественно, они за свой счет невольно будут подогревать его квартиру. На Западе, если в домах на несколько квартир установлены индивидуальные подогреватели, соседи подписывают договор, какой температурный режим они будут поддерживать. Можно согласиться с господином Гуриным в том, что велики потери в трубопроводах. Поэтому мы планируем реконструировать практически все сети, причем за счет средств еврофондов. Идет и строительство локальных котельных в микрорайонах города. Вот этот путь, на мой взгляд, продуктивнее, чем установка печек в квартирах.

Но эти доводы не убеждают Федора Гурина. Как в фильме «Вокзал для двоих» герой отказывается платить за борщ, который не ел, так и он отказывается оплачивать счета за централизованное отопление, которого нет, и аккуратно складывает их в папочку. Он обратился в Общество защиты потребителей. Пока единственный ответ: «Ввиду сложности проблемы эксперты продолжают ее изучение». А Федор Иванович планирует обратиться и в Европейский суд по правам человека. Не только за разрешением на использование печки, но и за компенсацией морального ущерба. На дровишки пригодится…


Написать комментарий