Совершенно секретный президент

Как выбирают президента? Совсем не так, как поезда. И не так, как автомобили или даже обои для кухни. И вообще, президента страны у нас не столько выбирают, сколько в нужный момент с ловкостью шулера достают, словно туз из рукава.

Вот в июне в Латвии предстоят очередные выборы главы государства. Вайра Вике-Фрейберга свои два срока уже отмерила, и сеймовская сотня покажет нам аттракцион с материализацией нового президента. Что характерно: времени осталось — всего ничего, а из претендентов объявлен только один. Вернее, одна — Сандра Калниете от Нового времени. Остальные партии набрали в рот воды, предоставив журналистам самим играть в “угадайку”.

В такой ситуации вполне объяснима попытка Вайры Вике-Фрейберги придать этой процедуре большую прозрачность. На прошлой неделе она обратилась с письмом к спикеру Сейма Индулису Эмсису, в котором предложила уточнить ряд законодательных моментов, связанных с выборами главы государства.

Надо сказать, что фокус с материализацией президента Вайра Вике-Фрейберга знает не понаслышке. Она ведь сама стала хозяйкой Рижского замка в результате закулисных игр. Тогда, 17 июня 1999 года, в начальном списке претендентов Вике-Фрейберга не фигурировала. Да и вообще, большинству жителей Латвии имя психолога и фольклориста из Канады ничего не говорило. Депутатам же было представлено пять кандидатур: Анатолий Горбунов, Арнис Калниньш, Вайра Паэгле, Янис Приедкалнс и Раймонд Паулс. Голосовали по ним долго и нудно, но 51 голос и близко никому получить не удалось.

А уже поздно вечером с подачи невидимого режиссера депутатам предложили новый список претендентов. Тогда-то впервые и прозвучало имя Вайры Вике-Фрейберги. Для победы над Валдисом Биркавсом и Ингридой Удре ей хватило двух голосований. За несколько минут до полуночи было объявлено, что Вике-Фрейберга набрала 53 голоса. Так, появившись в Сейме в скромной блузочке в цветочек в сопровождении лидера соцдемов Юриса Боярса, Вике-Фрейберга вышла из здания президентом Латвии.

В истории Золушки из Канады, конечно, есть своя прелесть. Но ведь речь идет не о мыльной опере, а о государственном управлении. И в этом виде искусства ценится не столько интрига, сколько максимальная открытость. Во всяком случае, в тех странах, где преемника не назначают, а выбирают. Все же отговорки, что преждевременное выдвижение кандидатов чревато “обливанием грязью” (Индулис Эмсис) и “кампанией по очернению” (Айгар Калвитис), просто смешны. Потому что человек, претендующий на кресло президента, должен быть готов к крайне неприятной процедуре публичного обсуждения. Такие “грязевые ванны” для политиков и есть часть демократии.


Написать комментарий